Неформальные беседы
Уроки истории
или Почему так важно воспитывать патриотов
Мы с Л.И. Лавуновой, директором Рыжковской средней школы, депутатом районного Совета, сидим в кабинете истории. Пока Людмила Ивановна решает какие-то проблемы, связанные с организацией летнего лагеря, я разглядываю карты-схемы, развешанные на стене – взятие Измаила, восстание Минина и Пожарского, битва за Москву… Настраиваюсь на определенную «волну». Людмила Ивановна перехватывает мой взгляд.
- Я тоже часто обращаюсь к этим планшетам, когда мы с ребятами на уроках истории и обществознания говорим о России, о нашем долге перед ней, о патриотизме…
- Людмила Ивановна, почему так важно воспитывать патриота?
- Давайте сначала определим, кто такой патриот. Я не скажу ничего сверхординарного – это человек, который любит свою родину и гордится ею. Какая бы она ни была. Россия у нас одна, и другой такой просто нет. Для меня быть патриотом своей родины – это просто жить, просто работать там, где пригодился, продолжать свой род. Просто быть человеком. Ответственным. Совестливым. Бескоры-стным. Заметьте, я не говорю бессребренником.
- И именно такими вы хотите видеть своих учеников… Но как? В наше-то время.
- Есть такое хорошее слово – традиции. Конечно, все должно начинаться с семьи, но если в школе есть традиции, причем давние, и ученики, и молодые учителя их волей-неволей подхватывают. Не будем далеко «ходить» за примерами. Шестидесятипятилетие Великой Победы. Как всех нас объединила эта дата. Мы в школе разработали целую программу мероприятий. Здесь и конкурс строя и песни, и конкурсы чтецов, и конкурс патриотической песни, и участие в оборонно-спортивном турнире «Орлята России». Кстати, в этом году мы в одиннадцатый раз стали победителями в районе. Правда, на область съездить не удалось – турнир по времени совпадал с переводными и выпускными экзаменами. Пришлось выбирать. А как наши ребята воодушевились, когда им предложили поучаствовать в мемориале Федора Крылова. А с каким вдохновением они поздравляли ветеранов с Днем Победы, с какой ответственностью относились к возможности нести почетный караул у памятника воинам-землякам. Они это считают за честь для себя. Летом мы собираемся в село Смоленка Абатского района на родину Героя Советского Союза Марии Цукановой.
Рассказывая о традициях школы, Людмила Ивановна показывает многочисленные рефераты, сочинения, альбомы, оформленные к торжественной дате и хранящиеся в музейной комнате. И, словно про себя, замечает: - Ну, не может все это не задеть какие-то чувствительные струны в детских душах. Мне кажется, на таких примерах ребята учатся гордиться Россией и своей принадлежностью к ней.
Зная, что дочь Людмилы Ивановны выбрала для жительства более благополучную и устроенную Германию, пытаюсь «спровоцировать»
- А вы знаете, - в задумчивости говорит моя собеседница, - Ирина, пожалуй, истинной патриоткой России стала как раз после эмиграции. Она смотрит все русские каналы по телевидению и в день 9 мая всем мероприятиям предпочла парад Победы на Красной площади, болеет за российских спортсменов и артистов, даже вот сейчас, когда наши ребята сдают ЕГЭ, постоянно интересуется их успехами. И по-прежнему считает себя россиянкой. Как и я. Хоть и намешано во мне всякой крови – и польской, и татарской, и русской, конечно.
- Наверное, именно эта «адская смесь» и не дает вам покоя по жизни. Я имею в виду депутатские обязанности…
- Есть такие ситуации, когда я, как человек, как гражданин, как мать, как учитель в конце концов, просто не могу пройти мимо.
- В воспитательных целях?
- И это тоже. Но все-таки больше, как бы это высокопарно ни звучало, по велению души. А она мне велит не быть равнодушной к чужим проблемам. Да и люди, думаю, мне доверяют. А это дорогого стоит.
Я вновь поворачиваю разговор к нашей главной сегодняшней теме.
- Людмила Ивановна, а когда вы испытываете гордость за Россию, а когда – стыд? И в чем, на ваш взгляд, состоит величие загадочной русской души?
- Мне бывает стыдно за власть, которая не уважает свой народ. Декларируется много. В том числе и право на достойную жизнь. Но в большинстве своем получается выживание. И самое страшное, когда государство не может защитить своих защитников от посягательств подонков. Сколько по телевидению прошло сообщений о том, как грабят и убивают ветеранов войны, обманывают их, воруют награды. Стыдно!
А горжусь я нашим народом! Умеющим объединяться в трудную минуту, многострадальным, терпеливым, но не утратившим веры кто в собственные силы, кто в высший разум и даже … во власть. В связи с этим я вспоминаю свою первую учительницу Устинью Ивановну и ее мужа Ивана Илларионовича. Раскулаченные, вывезенные «за болота», они не очерствели и не озлобились, а даже пытались оправдывать насилие, дескать, время было такое. Другой мой учитель прошел концлагерь, а после него, как водится, стал едва ли не «немецким пособником». Но ведь ни одной жалобы от него никто не слышал. А узники Гулага? Они в составах штрафных батальонов шли на смерть. За Родину. За того же Сталина. Вот в этом, наверное, и состоит загадка той самой русской души – в умении прощать. В умении сострадать, обогреть, приветить неприкаянных. И при этом ничего не ждать взамен. И никакие времена не способны этого изменить. Пока жива Россия...
|