Русский уклад
Гори, гори ясно...
Народные игры и забавы уходят в прошлое
Люди старшего поколения, наверное, помнят игры своего детства. О компьютерах, которые сегодня есть в каждой школе и во многих семьях, в то время и не слышали не только в нашей стране, во всем мире. Его создатель Билл Гейтс еще был ребенком и только начал изучать математику.
Ребятня все свободное время проводила на улице. Играли в прятки, жмурки, догонялки, казаки-разбойники, колечко, в «чижика», брали снежные крепости. Весной, лишь сойдет снег, собирались на лапту, причем не только дети, но и молодежь. Эта игра считалась исключительно мужской, поэтому для нас, девчонок, было большой удачей, если брали в команду. Мы старались не подвести своих товарищей и во весь дух мчались из «города» до конца поля и обратно (таковы условия этой игры).
Лапта да еще городки, пожалуй, единственные игры, которые сохранилась до наших дней. Они даже включены в летнюю спартакиаду Омской области.
В нашем районе в лапту вместе со своими учителями физкультуры играют шипуновские, пановские и яманские школьники.
Остальные народные игры незаслуженно забыты. А жаль. Ведь они развивают находчивость, смекалку и ловкость, а также являются отличным средством закаливания, так как приходится много двигаться на свежем воздухе. С детьми играли с младенческого возраста. В «сороку», которая кашу варила, «гули-гули». Малыши махали руками, загибали пальчики, пытались произнести звуки. Словом, народные игры рассчитаны на ребят самых разных возрастов, их правила просты и понятны каждому.
Они являются своеобразной школой для детей, в них есть свои «предметы» и «дисциплины». Во время игр воспитывалось умение преодолевать неудачи, постоять за себя. Проигрыш команды переживали все игроки. А если кто-то нарушал правила, спорили до тех пор, пока одна из сторон не доказывала свою правоту. Бывало, за нарушения игрока даже выгоняли из команды.
В древности народные обрядовые праздники всегда были связаны с игрой. К примеру, в Новый год играли в «жмурки», «курилку», на Рождество – в «скалки», «с города долой!», на Масленицу – в «горелки», «взятие снежной крепости».
Народных игр великое множество: детские, настольные, хороводные для взрослых с песнями, прибаутками, плясками. Практически каждая начиналась с выбора водящего, определяли его с помощью считалки. Я до сих пор помню одну из них: «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых людей». Эти считалки легко запоминали даже самые ленивые ученики, которые с трудом заучивали стихотворения.
Многие классики русской литературы в своих произведениях описывают народные игры. К примеру, у А.С. Пушкина в «Барышне – крестьянке» молодой барин Алексей играл с дворовыми в «горелки».
Народные игры – одна из составляющих русской культуры. И коллектив крутинского Центра традиционной русской культуры (ЦТК) старается возродить традиции народа и своего края, учит подрастающее поколение народным играм.
- Еще Луначарский сказал, что игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры. И если в детстве с ребенком не играли, то со временем он утрачивает интерес к массовым уличным играм, - рассуждает руководитель ЦТК М.Г. Вербенец, - мы ходим в школы, рассказываем о народных праздниках, традициях, учим плясать кадриль и играть в народные игры.
На одной из таких встреч в школе № 3 побывала и я, своими глазами видела, с каким азартом дети играли в «Аленушку и Иванушку» и «Колокольчик» (на снимке).
Может быть, так же как и мы сегодня, они с удовольствием будут вспоминать о них и расскажут своим детям.
Татьяна Вилюм
|