Сегодня в номере

Есть большой груз ответственности...

Пресс-конференция

Глава региона Виктор Назаров провел пресс-конференцию, которая посвящалась первому году его работы на посту губернатора. Деятельность эта многогранна, не удивительно, что и вопросы журналисты задавали разные, в том числе колкие.

подробнее...

 

Главней всего...

15 мая - Международный День семьи

Семья Малыгиных (на снимке) часто собирается вместе по праздникам и торжествам, благо, что живут в одном поселке.

подробнее...

 

Чуткая душа и умелые руки

12 мая - Всемирный

День медицинской сестры

Их уже не называют сестрами милосердия. Как-то не принято. Но суть профессии от этого не меняется. От них по-прежнему ждут доброты, сочувствия, понимания.

Пациенты неврологического отделения центральной районной больницы признаются, что чуткие души и умелые руки медсестричек способны творить чудеса.

подробнее...

 

Слово берет Паново

На приз "СТ"

Седьмого мая состоялась традиционная легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Сельская трибуна». Десять школьных дружин боролись за переходящий кубок районной газеты, учрежденный в 1978 году. Последние восемь лет им безраздельно владели юные атлеты третьей школы, ныне преобразованной в лицей.

подробнее...

 

Специалисты и инвестиции

АПК: вектор развития

Как мы уже сообщали, директор ЗАО «Оглухинское» Виталий Жуковский представлял интересы крестьян Омской области и Крутинского района на II Съезде работников агропромышленного комплекса Сибири

подробнее...

 

Не один в поле воин

Весенний календарь

Синоптики гарантируют тепло к 15 мая. Это оптимальная дата для заделки семян зерновых. В 2013 году земледельцы района наметили засеять в течение 8-10 погожих дней 20883 гектара яровых культур. Главная задача – сделать это своевременно и качественно, чтобы рентабельность нового урожая оправдала затраты на посевной, а они предельно высоки – 54 миллиона рублей

подробнее...

 

В городе соборов и музеев

Авторское право

Десятиклассница Вика Кривун стала призером Всероссийской олимпиады среди школьников по русскому языку.

Олимпиада состоялась в Санкт-Петербурге, в ней участвовали школьники со всех регионов страны. Вика вошла в шестерку призеров нашего региона, среди которых учащиеся самых престижных школ и гимназий. Наша землячка – единственная представительница села.

 подробнее...

 

Неделя-инфо

Что? Где? Когда? События недели короткой строкой

подробнее...

 

 

 

 

 

 16+

 
10 мая 2013 года   Пятница  № 18 (9534
 
Газета Крутинского района Омской области
Издается с 5 ноября 1971 года

 

 Поиск по сайту
  
 

 

Авторское право

В городе соборов

и музеев

  Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проходил в Санкт-Петербурге с 15 по 21 апреля 2013 года. В ней приняли участие более 200 ребят 9-11 классов из 68 субъектов Российской Федерации.

Задания были разделены на два тура: в первый день участники отвечали на вопросы по всем разделам языка: фонетика, орфография, грамматика, лексика и т.д. Затем переводили текст из произведений древнерусской литературы. Во втором туре девятиклассники писали сочинение по проблеме русского языка, ученики десятого класса давали лингвистический комментарий к архаичному тексту, а учащиеся одиннадцатого класса анализировали языковой материал на основе лекции на лингвистическую тему.
 Досье СТ

Десятиклассница Крутинской школы № 2 Виктория Кривун недавно принимала поздравления по случаю победы во Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку. Это не единственное достижение девушки в завершающемся учебном году. Она была победителем региональной олимпиады по русскому языку, призером олимпиады по обществознанию и истории, победителем межрегиональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи. Вика – отличница учебы и душа класса. Участвует во всех школьных мероприятиях, много читает, предпочитает научно-познавательную литературу.

  Самым главным событием года для нее стала поездка в Санкт-Петербург на Всероссийскую олимпиаду школьников.

  Накануне православного праздника, Радоницы - дня особого поминовения усопших, мы публикуем ее научную работу: «Традиции похоронно-погребальных обрядов народов Крутинского района». Надеемся, что в ней наши читатели найдут немало интересного и полезного. Вика под руководством учителя обществознания и истории О.Н. Ижиковой провела большую исследовательскую работу в этой области.

В рамках олимпиады состоялся конкурс знатоков русского языка и турнир поэтов, лекции, круглые столы, мастер-классы, презентации учебной и научной литературы. Мы побывали в Петропавловской крепости, в Русском музее. Город запомнился разнообразием соборов, храмов, музеев, памятников. Множество мест связано с великими людьми, литераторами, актерами, композиторами. Каждое здание уникально и имеет свою историю. Прогулки по ночному городу, посещение Кунсткамеры, экскурсия в Эрмитаж, Исаакиевский собор, музей шоколада… Этот список можно продолжать бесконечно, но осталось еще так много мест, которые хотелось бы когда-нибудь посетить.

На церемонии закрытия олимпиады победителям и призерам были вручены дипломы и ценные призы от Русского музея. Всего было награждено 16 победителей и 57 призеров.

Я благодарна педагогическому коллективу Крутинской школы №2 за поддержку, за понимание, за то, что они смогли дать мне знания, с помощью которых я могу выступать на таком высоком уровне и достойно выглядеть рядом с учащимися городских гимназий и лицеев. Все деньги на нашу поездку, проживание, культурную программу были выделены Министерством образования Омской области, которое всегда поддерживает и поощряет участие омских школьников в подобных мероприятиях.

 

Виктория Кривун

 

 

Межрегиональная научно-практическая конференция

школьников и учащейся молодежи

Тема: «Традиции похоронно-погребальных обрядов народов Крутинского района»

Глава 1. История возникновения и развития похоронного обряда

1.1. Языческие и раннехристианские похоронно-погребальные обряды на Руси. Эволюция похоронно - погребального обряда.

В основе любого мифа лежит убеждение, что существуют два соприкасающихся друг с другом мира: «этот», в котором живут люди, и «тот» - потусторонний, куда уходят души умерших, где обитают мифологические существа. В древнем мире человеку каждый день приходилось иметь дело с представителями сверхъестественной силы, их можно было умилостивить, заставить служить себе во благо или отпугнуть. Потусторонние силы не всегда желали человеку зла, но всегда были опасны уже потому, что принадлежали к миру мёртвых. Мир мёртвых невидим для людей в их обыденной жизни, но тесно связан с миром живых, а в определённые отрезки времени границы между мирами открываются.

У славян, как и у всех других народов, уже в языческие времена существовало понятие души – некой субстанции, которая находится внутри каждого человека и обеспечивает ему жизнь.

Смерть человека - это переход души из этого мира в мир иной - «домой», на «вечное житьё». «Мы здесь - то в гостях гостим, а там житьё вечное бесконечное будет» или говорят про усопших: «они уже дома, а мы еще в гостях»[1].

Местом упокоения, домом для усопшего служит гроб. Его называют в народе домовина, домок, иногда - хата.

С представлениями о гробе как постоянном доме человека связаны многие обычаи. Например, прорезать небольшое окошко на стороне головы покойника или ставить в углу гроба иконку и украшать её вышитым рушником. Также в гроб клали вещи, которые были необходимы покойнику при жизни: курящему - трубку, любителю выпить - спиртное, хромому - палку, музыканту - его инструмент. Умерших холостого парня и незамужнюю девушку одевали в венчальную одежду, считая их похороны и их свадьбой.

В могилу клали деньги, «покупали» - «откупали» место покойнику: в первую ночь на кладбище вокруг него соберутся все те, кто был похоронен раньше, и начнут гнать новенького прочь, а он им скажет: «Вы не имеете права, я это место купил», - и покажет деньги. По другим поверьям эти деньги нужны душе, чтобы оплатить переправу через реку или море на пути в загробный мир.

Период между смертью человека и тем часом, когда его душа обретёт новое пристанище на «том» свете, длится сорок дней и называется переходом. Все сорок дней она не принадлежит ни «тому», ни этому свету. Переход - это нелёгкий путь, который должна преодолеть каждая душа, прежде чем она достигнет загробного мира.

Главным моментом погребального обряда, обозначающим начало посмертного странствия души, считался вынос покойника из дома, точнее перенос его через порог. После этого возвращение покойника в дом не только не желательно, но и опасно для домочадцев. И лишь в специальные поминальные дни в году «родителей приглашали» к столу. Чтобы не допустить возращения покойника назад, принимали особые меры. Как только гроб выносили из дома, двери и окна тотчас закрывали, в доме мыли пол, т. е. «дорожку замывали», вещи связанные с покойником выбрасывали на улицу. По той же причине покойника выносили из дома вперёд ногами. Считалось также обязательным перевернуть в доме все стулья, лавки, табуреты, особенно на которых стоял гроб, чтобы покойник не смог на них сесть. Положение в гроб сопровождалось оплакиванием, «голошением». «Голосили» только женщины. Оплакивание, голошение, причитание по покойному было в старину так же обязательно, как песни, сопровождающие свадебный обряд. Нередко на похороны приглашали специальных плакальщиц - женщин, знающих множество красивых и уместных плачей для любого случая.

1.2. Эволюция похоронного обряда

Ритуал похоронного обряда изменялся с течением времени под влиянием многих факторов: условий жизни, общественного строя, религии, развития науки и техники.

Во времена первобытно – общинного строя умерших, а иногда и живых стариков, которые, по мнению общины, пережили свой век и должны умереть, зачастую оставляли на съедение диким зверям.

Во времена язычества тело покойного обычно придавали огню; часто вместе с усопшим в костре сжигали его коня и жену. Важных и богатых людей племени хоронили в специальных могильных курганах, вместе с усопшим в могилу клали его оружие, доспехи, украшения, еду, предметы обихода, деньги. Иногда покойника клали в специально сделанную погребальную ладью и несли в ней к месту погребения. Древние славяне сжигали ладью вместе с усопшим.

Также в древности существовал обычай хоронить покойников под порогом жилища. Так возникло поверье: через порог нельзя ни прощаться, ни здороваться: можно разгневать духов умерших. Это правило дожило до наших дней.

После принятия Христианства на Руси многое поменялось в похоронном обряде. Теперь сразу после смерти упокоившегося отпевали, т.е. читали над ним молитвы в течение одной ночи. Всех усопших стали хоронить в гробах, закапывая их в землю. Над могилой стали ставить христианский крест со стороны ног покойного.

Отдельное место в похоронно-погребальном обряде занимает процесс предания земле утопленников и «удавленников». Самоубийцы, бравшие грех, накладывая на себя руки, не признавались церковью и отпеванию не подлежали. Хоронили их за территорией кладбища.

Во многих русских городах, издревле устраивались Убогие дома, или Скудельницы, по примеру села (поля) скудельнича в Иерусалимe (для погребения странных, т. е. иудеев, приходивших из отдаленных стран на поклонение Богу в храме Иерусалимском, на случай внезапной смерти). В России такие места назывались скудельницами, убогими домами, жальниками, буйвищами и гноищами; в поставленные там сараи с ямниками свозили и клали тела убогих. Странных, застигнутых внезапной и насильственной смертью, хоронили при церквах.

Поминали таких усопших в Семик. Семик (седьмой четверг или седьмое воскресенье после Пасхи откуда и название) - день поминовения «заложных» покойников, то есть умерших неестественной или преждевременной смертью.

В XX веке из-за недостатка места для кладбищ люди вспомнили о кремации, как в языческие времена. Для этого были построены специальные крематории, где после обычного обряда прощания с покойным его тело прямо в гробу отправляли в печь. После кремации тела прах покойного выдавался родным в специальной, ритуально стилизованной урне. Урну обычно хоронили на мемориале для кремированных усопших или на обычном кладбище. Такая могила занимает намного меньше места, что очень важно в условиях современного многомиллионного города.

Изменилось многое в проведении самого погребального обряда: не стало профессиональных плакальщиц, не исполняются традиционные ранее «плачи», поминальная трапеза раньше была без спиртного, а сейчас это обязательный ритуал – выпить за помин души. Забыто и давно не исполняется огромное количество ритуалов, которые прадедами выполнялись обязательно во время похорон. Это связанно с исчезновением в обществе многих предрассудков и верований, люди стали больше знать об окружающем их мире благодаря научным знаниям. Хотя вера в сверхъестественное осталась, например, в доме, где умер человек, закрывают зеркало тканью, боятся кладбищенской земли, считают плохим знаком, если на встречу по дороге попадается похоронная процессия и т.д.

Глава 2. Традиции похоронно-погребального обряда

В данной главе были исследованы и прописаны сам похоронно-погребальный обряд как процесс упокоения, а также традиции, обычаи, ритуалы, сопровождающие данное действие на территории Крутинского района.

2.1. Историческая справка о заселении Крутинского района

В конце XVI века, когда были присоединены земли Западной Сибири, территория Крутинского района, нигде не отмеченная на карте Российской империи, представляла собой дикий, суровый, безлюдный край.

По времени освоения территорий район относится к районам смешанного заселения, где, в основной своей массе, было русскоязычное население. Богатые природные условия - рыбные озера и речки, леса издавна привлекали людей. Первый поселенец, расположившийся на Крутинской земле, был кочевник - татарин Ичка, в честь которого было названо одно из озер Крутинского района - озеро Ик.

Заселение Крутинского района начинается после указа Елизаветы Петровны о прокладке дороги через Абацкую степь. В 1758 году поручик Бутенев, обследовавший Абатскую степь, «нашел годные под поселения места при озерах Елабуге, Колмакове, Ик, реках Тюкалке, Яман, Кутурьме».[2] 8 апреля 1760 года Сибирская губернская канцелярия издает указ о поселении крестьян на новых местах Сибири.

Но заселить огромные пространства сибирской лесостепи за счет только одних охотников из крестьян сибирских уездов и без того малопригодных земель было невозможно. Правительство, как и раньше, прибегает к насильственным переселениям - к ссылке. В конце 1803 года в разгар морозов потянулась в Сибирь вереница ссыльных, в Омском округе на пустопорожнем месте в 1804 году возникла новая деревня Рыжково (Чухонская колония). Территорию Крутинского района также заселяли этнические группы немцев и казахов.

2.2. Традиции похоронно-погребального обряда Крутинского района

2.2.1 Русский похоронно-погребальный обряд

Так же как родинный и свадебный, похоронный ритуал относится к «переходным» обрядам, выполняющимся по схеме «отчуждение - смерть - возрождение». В процессе ритуала все выполняемые действия над покойным можно условно развести по двум направлениям. Часть из них обеспечивает, по народным представлениям, безболезненный переход человека из этого мира в другой, именуемый "тем светом". Другая часть ритуальных действий направлена на ограждение мира живых от мира мертвых, формирования определенной защиты от сил того света при помощи системы оберегов.

Все ритуальные действия над телом умершего направлены на естественный и плавный переход человека в мир иной.

Погребальный обряд проходит несколько этапов:

- омовение (с целью смыть следы жизни); после омовения покойного обряжают в одежду мёртвых – неношеную одежду, не соприкасавшуюся с живым телом, потом его кладут на стол или в гроб, также покойному связывают руки и ноги;

- сбор всех членов семьи перед выносом гроба из дома (если кто-то отсутствует, необходимо вслух объяснить причину его отсутствия, чтобы не навлечь на этого человека беду);

- вынос гроба с телом;

- захоронение тела (перед опусканием в могилу все прощаются с покойным, в могилу бросают горсть земли, деньги, проходит служба священника);

- ритуальная трапеза (поминальная трапеза важна как ритуал перераспределения общей доли: умершему полагается своя доля (стакан воды, накрытый куском хлеба), живым членам – своя).

- дни поминовения - 3, 9, 40 дней и год со дня смерти.

В первую очередь, после известия о смерти человека (если он проживал в частном доме) открываются большие ворота или калитка. Это действие показывает людям, что в доме траур.

Тело умершего тотчас же после смерти омывают. Православная церковь утверждает, что омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божиим по воскресении. В доме сразу же зажигают лампаду или свечи, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник. Омывают тело теплой водой, но не горячей. Пользоваться при этом нужно мылом, мягкой тряпочкой или губкой. Мыло, которым омывали усопшего, заворачивают в материю и убирают с глаз. Считается, что данное мыло поможет излечиться или снять боль, если им воспользоваться (болезнь забирает себе усопший).[3] Обычно этим занимаются люди старшего возраста, а если такого человека не окажется, то может омыть и молодая женщина. Перед омовением тела она сама должна быть чистой. Таких людей принято благодарить милостыней, им подают что-либо из вещей.

После омовения покойного одевают в новые светлые чистые одежды. Одежда должна быть приготовлена при жизни. Если умирает молодая девушка, то ее одевают в свадебный наряд. Прямое предназначение женщины – стать женой и матерью. Если девушка умерла в молодом возрасте и не успела выйти замуж, то она становится невестой Бога. А предстать перед ним она должна именно в свадебном наряде. Поэтому молодых девушек и хоронят в свадебном платье.

Обязательно надевают крест. Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выездом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку полагают икону (или крест), для мужчин - образ Спасителя, для женщин - образ Божией Матери. А можно так: в левую руку - крест, а на грудь усопшего - Святой образ. Перед положением умершего в гроб тело и гроб извне и внутри кропят святой водой. На лоб кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего привозят на отпевание. Некоторые покупают его для себя заранее. Под плечи и голову кладут подушку, которую набивают сухими листьями березовых веток или опилками. Подушка шьется вручную, швом от себя, чтобы от себя отвести беды. Тело покрывают простыней (саваном). Поверх савана кладут искусственные цветы, которые перед погребением убираются и кладутся на могилу. Гроб обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего головой к иконам. Ставят по направлению досок пола. Вокруг гроба зажигают свечи (или свечу) в знак того, что умерший перешел в область света - в загробную жизнь.

Когда в доме умирает человек, все зеркала закрывают плотной тканью на сорок дней. Это правило, которое необходимо строго соблюдать. Считается, что зеркало является своеобразной дверью между нашим и астральным миром. Оно может служить ловушкой для умершего человека. Считается, что умершие не сразу покидают этот мир. Они ходят рядом с людьми, смотрят, как они переживают, слушают, о чем говорят. Только на сороковой день душа отправляется на небо. Старые люди говорят, что если умерший человек случайно заглянет в зеркало, то он будет пленен и уйти без помощи знающего человека уже не сможет. Чтобы этого не произошло и душа человека спокойно отошла в мир иной, зеркала закрывают. Только после сорокового дня можно снять покрывала.

Во многих деревнях Крутинского района сохранилась также традиция «оплакивания», но теперь она представлена в виде песнопения молитв, причитаний, которые поют старейшие и уважаемые люди (как правило, это пожилые женщины, сидящие у гроба и следящие за правильностью процедуры).

Песнопение, как правило, начинается со слов: «Господи, помилуй», которые проговариваются несколько раз. И затем песнь в честь Святой Троицы:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Поют это не один раз.

Еще, например, в деревне Паново, сохранилась традиция, связанная с гробом усопшего. После того как покойного уложат в гроб, по его краям натягивается шерстяная нитка в два раза. Старые люди говорят, что это нужно для того, чтобы покойный знал свое место и не беспокоил живых.[4]

Крышку гроба, надгробный камень и крест никогда не заносят в дом. Их ставят на улице либо в сенях.

Если усопший женщина, то ей надевают два платка: один тоненький, а второй так называемый выходной. Кладут гребенку, которой причёсывали усопшего, носовой платок.

Люди, идущие к покойному, обязательно что-то приносят: яйца, конфеты, деньги, сласти и ставят около свечи, чтобы помянуть усопшего. Это символическая помощь семье усопшего.

После смерти умерший «ночует» дома одну или две ночи, по желанию родственников. Это делается для того, чтобы душа еще пожила дома. Ночью у гроба сидят родственники, пожилые люди, читают молитвы, рассказывают, вспоминают о человеке. Лицо закрывают на ночь, чтобы он «спал». Усопшему ставят стакан с водой и кладут кусочек хлеба, которые остаются до сорокового дня.

Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. Перед выносом читают молитву и «окуривают» гроб «Богородской» травой (чабрец) или ладаном, привезенным из церкви. После выноса сразу закрывают ворота, чтобы вся родня осталась во дворе; таким образом закрывают ему дорогу к близким. На воротах обязательно завязывается полотенце.

Выносят умершего чужие люди. Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады, чтобы не отправиться следом. Как говорится, кровь тянется к крови. А вот тем, кто не состоит в кровном родстве с усопшим, ничего не будет. Но и для них есть предостережение. Тем, кто несет гроб, обязательно повязывают новое полотенце на руку. Считается, что таким образом сам усопший благодарит этих людей за дань оказанного уважения. Сначала выносят крышку гроба, затем сам гроб. На место, где стоял гроб, садятся родные, чтобы запомнить усопшего.

После выноса покойника выбрасывают старый веник и щепки от гроба. Тот, кто последний выходит из дома, заметает и моет полы за покойником. Табуретки, лавки, стол, на котором стоял гроб с усопшим, переворачивают. Метут и моют полы только от порога вглубь комнаты - избавляются от духа усопшего и замывают ему дорогу; обязательно моют окна. После того как полы вымыты, и веник, которым мели пол, и тряпку обязательно выносят из дома и выкидывают. Оставлять эти вещи в доме нельзя, иначе очень скоро кто-то отправится вслед за усопшим. Зеркала остаются закрытыми до сорокового дня. До девяти дней в доме нужно обязательно сделать генеральную уборку и раздать вещи покойного.

Покойного везут на кладбище или, как называют его старые люди, на «погост», «вячиху». В похоронной процессии поются молитвы, вспоминают усопшего. По приезду на кладбище гроб с усопшим ставится около могилы.

Могилы выкапывается вручную, четырьмя-шестью копальщиками. Могилу в разных деревнях Крутинского района выкапывают по-разному: например, в деревнях Паново, Шипуново, Камчатка могила выкапывается за один день до привоза покойного; в селах Яман, Рыжково роется могила в два дня: в первый день могила выкапывается не до конца на 50 см, на второй день могила выкапывается до конца (2 метра) и подчищается.

У могилы люди прощаются с усопшим и кидают деньги на откуп места. Она окуривается ладаном или «Богородской» травкой. Гроб забивают, и он опускается копальщиками на хлопчатобумажных белых полотенцах размером 12 метров. Полотенце после похорон делится на всех копальщиков. В некоторых деревнях устанавливают «голбчик» (настил из досок поверх гроба). Люди проходят около могилы и бросают по три горсти земли с приговором про себя «Тебе гнить, а мне жить».[5] Бросаются и платочки, которыми вытирают слезы, чтобы все слезы по усопшему ушли вместе с ним.

В могиле умерший полагается лицом к востоку в ожидании наступления утра вечности или второго пришествия Христа, а также в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности. Крест - символ спасения - возвышается над могилою христианина (он ставится в ногах). Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы.

После процесса похорон всех приглашают на поминальный обед. Придя с кладбища, сначала моют руки, затем садятся за стол. Самое главное блюдо на столе - «панихида» или кутья, которая состоит из вареного риса и изюма. В первую очередь нужно съесть ложку кутьи, затем обязательно съесть блин и яичницу или яйцо. Дальше подается первое горячее (суп, обязательно с мясом), второе горячее - мясо с гарниром, третье - кисель, компот или чай. Тем людям, которые помогают в процессе похорон, дают милостыню в виде платков, фартуков, полотенец и т.д. При раздаче милостыни предпочтение отдается детям, так как дети, по поверью, поминая, приносят благо грешной умершей человеческой душе.

Копальщиков везут с кладбища отдельно и кормят в другой комнате, что они просят, то и подают. Им не принято отказывать.

На второй день после похорон едут на кладбище, в основном родственники, на «завтрак». Спрашивают у покойного, как он провел ночь, и там поминают завтраком. Поминальный обед соблюдается в девятый и в сороковой дни, приглашаются все, кто знал покойного и был на похоронах, также обязательно копальщиков. После обеда подается милостыня - ложки, платки, полотенца в знак памяти об умершем. Поминальный обед проводится еще через шесть месяцев со дня смерти и после года.

2.2.2. Традиции казахских похоронно-погребальных обрядов

Этническая группа «казахи» занимает второе место по населению Крутинского района после этнической группы «русские». Несмотря на давление русской культуры, их немногочисленность и замкнутость общины позволила сохранить свои национальные похоронные обряды практически без изменений.

Соболезнование членам семьи покойного приходят выражать все казахи, не связанные с ними родством. В обязательном порядке все должны оказать семье умершего помощь, обычно небольшую сумму денег.

Соболезнование выражается пожеланием «благополучия покойному» (ранее рассматривалось как «проводы» души или духа усопшего в потусторонний мир).

Одежду с покойного мужского пола снимают мужчины, с умершей – женщины. Снятую одежду разрезают ножницами и сжигают. Пепел закапывается потом «в чистом месте» или возле могилы.

Покойного затем перекладывают в специально отведенную комнату с правой стороны. Кладут усопшего на спину, слегка поворачивая на правый бок. Под покойного стелют покрывало. Накрывают усопшего белой простыней с головы до пят. Тело отгораживается занавеской или ширмой; она изолирует покойного от живых.

В доме рядом с покойным находятся мулла, родственники и соседи-казахи. Это обычай сохраняется и сегодня в силу традиции.

В первую ночь кроится саван. Его кроят определенные лица в силу своих знаний и умений. Саван кроят следующим образом: на полу ворсом вверх расстилают ковер, поперек ковра – по краям и середине – помещают только белую материю. Материю делают с припуском по 20 см от ног и головы покойного. Саван опрыскивается одеколоном и осыпается небольшим количеством сушеной гвоздики. Непосредственно перед погребением тело, уложив на двухслойную материю, одевают в погребальную одежду. Погребальную одежду шьют вручную также из белой материи. На мужчину покупают 19 метров белой материи, а на женщину 21 метр, так как она более грешна и больше грешных мест нужно «закрыть». На третий день, примерно в десять часов, покойника омывают пять-семь человек. Усопшую моют женщины, усопшего – мужчины. Обязательным условием для людей, которые допускаются к омовению, является отсутствие родственных связей с покойным, но на территории Крутинского района принято, чтобы один родственник, который «болеет душой за усопшего» присутствовал на обмывании покойного. Моют тело следующим образом: в комнате, где лежит покойный, устанавливают «табыт» или «лякат». Он представляет собой длинные носилки (2,5 м), обитые алюминиевым листом или просто из дерева. В нижней части носилок имеется отверстие для стока воды. Покойного омывают в специально сшитых из марли мешочках, которые надеваются на руки. Тело поливают водой из нового чайника в строгой последовательности: от головы к ногам. Причем вода должна быть теплой. Мешочки и тампоны потом закапывают рядом с могилой. Людям, обмывавшим покойного, раньше дарили халаты, в настоящее время – деньги.

Основу мужского погребального костюма составляет тунико образная рубашка (койлек). Койлек представляет собой перегнутую пополам белую прямоугольную материю. По линии сгиба посередине делается Т-образный разрез для головы. Женская погребальная одежда состоит из рубашки (койлек) и фартука (алжапкыш). Последний представляет собой квадратный кусок белой ткани (длина сторон 0,5 м). Его накидывают на покойницу поверх одетой рубашки. Волосы покойной распускают и убирают на грудь. На голову усопшей надевают платок (жаулык), представляющий собой четырехугольную материю белого цвета, свернутую углом. При этом концы платка накладываются друг на друга.

Тело усопшего обертывают в полотнища ткани в два слоя. Заворачивают покойного в строгой последовательности: сначала накладывается левый край ткани, а потом – правый. В саван покойную заворачивают в обратной последовательности - справа налево. Тело в саване обвязывают небольшими продольно сложенными полосками ткани: у ног, головы и на уровне груди покойного. Затем усопшего заворачивают в указанной последовательности в ковер и перекладывают на носилки.

На третий день рано утром копают могилу. Родственников умершего к рытью могилы не допускают. Роют могилу, как правило, десять-двенадцать человек. При копании могильной ямы они руководствуются следующими размерами: длина могилы должна составлять 240–250 см, ширина – 90 см у изголовья покойного и 85 см у ног, глубина – 170–180 см. Штыковой лопатой нарезают и убирают дерн, который впоследствии используется для обкладки могилы.

Перед выносом тела мулла совершает заупокойную молитву. Для этого покойника выносят в зал. Кладут усопшего в хорошо освещенном солнцем месте. В комнате, где читается молитва, присутствуют только мужчины. Женщины в это время находятся в прилегающих к этой комнате помещениях. Все участвующие в церемонии стоят вокруг тела. По окончании молитвы вперед выходит один из организаторов с деньгами. Он спрашивает, есть ли среди присутствующих те, кому задолжал покойный, если такие были, то организатор отдавал им деньги. После завершения этого обряда начинается вынос покойного. Выносят покойного из дома ногами вперед. К выносу не допускаются близкие родственники покойного. Вынос тела сопровождается громким плачем и причитаниями женщин.

К месту погребения тело везут в кузове машины. На кладбище ездили только мужчины, но на сегодняшний день допускаются и женщины.

На кладбище покойного кладут с правой (южной) стороны могилы головой к заходу солнца. Ориентация могилы, таким образом, идет по оси Запад-Восток. С правой стороны могилы располагается мулла, остальные – полукругом у изголовья покойного. После прочтения молитвы муллой шесть человек спускают тело в могильную яму. При этом над покойником держат прямоугольную материю. Делается это специально для того, чтобы на усопшего не падал солнечный или дневной свет.

Усопшего опускают либо прямо на землю, либо стелют солому; последний человек открывает лицо, а сверху укладывают дощечки, чтобы земля не попадала на лицо.

Могильную яму присутствующие закапывают молча, периодически меняя друг друга, причем лопата не передается непосредственно другому лицу, а обязательно бросается на землю.

Всем присутствующим на кладбище раздают платочки, а тем, кто рыл могильную яму – небольшую сумму денег. Если покойному было за 80 лет, то старшему из рода дают рубашку или костюм.

Заключительным циклом погребального обряда являются поминки. Они справляются на 3, 7, 40-й день и год с момента смерти человека. Поминки на 3 и 7-й день, как правило, справляются организаторами похорон после возвращения людей с кладбища. На поминках обязательно присутствует мулла. Он читает молитвы перед началом и окончанием трапезы. Столы накрывают два раза: сначала подают чай, а потом мясо (баранину или конину). Непременным атрибутом первого стола являются обжаренные в жиру лепешки, которые носят характер ритуальной пищи. Они отведываются всеми присутствующими со словами «псмля, кабыл (или иман) болсын». Смысл данного обычая, по-видимому, заключается в «кормлении души или духа умершего». Лепешка должна быть без изъянов.

Годовые поминки являются главным и завершающим обрядом поминального цикла. На них семья покойного, в соответствии со своими возможностями, приглашает большое число гостей. Обряды погребения, молитвы и все моменты похорон, которые относятся к национальной культуре казахов, сохранились и выполняются по настоящее время.

2.2.3. Немецкий (католический) обряд погребения.

Согласно католической вере, душа, покинувшая тело, нуждается в помощи и поддержке. Похоронные ритуалы, в которые входят молитвы за упокой души усопшего, должны облегчить страдания души человека на том свете.

Комплекс обрядов, связанный с погребением умершего у немцев Крутинского района относительно несложен. Основной смысл погребальной обрядности сводится к следующему: окончание жизненного цикла одного из членов семьи, оплакивание умершего, его погребение и забота о его загробном существовании.

Погребальная одежда усопшего является обычной, предпочитаются темные тона. Однако если умирает молодая девушка или неженатый юноша, их одевают в свадебный костюм. Девушку хоронят в свадебном венке из восковых цветов, волосы заплетают в две косы. Считается, что девушка становится «божьей невестой». Женщинам на голову повязывают платок темного цвета и завязывают его под подбородком. Волосы женщинам расчесывают и закалывают в пучок. Кроме обручальных колец все украшения снимаются.

У немцев, проживающих на территории Крутинского района, как и в целом у немцев Сибири, зафиксирован обычай хоронить умерших без обуви, в белых чулках или носках. Сами немцы объясняют это тем, что «в рай нужно идти босиком». В последние годы этот обычай встречается все реже и практически остался только при погребении людей старшего поколения. В некоторых населенных пунктах хоронят в специально изготовленных тапочках.

Повсеместно принято держать покойного в доме до похорон от 1 до 3 дней. Пока усопший находится в доме, соблюдаются определенные запреты: нельзя громко разговаривать, шутить, заниматься рукоделием.

Гроб для усопшего начинают изготовлять в день смерти. Как и в случае с обмыванием изготовлением гроба запрещено заниматься родственникам усопшего. Родственники должны по возможности воздержаться и от других погребальных приготовлений. Внутрь гроба кладут стружку, которую накрывают белой простыней. Стружкой же набивают подушку, на которую кладу голову покойного.

Руки покойного скрещивают на груди и вкладывают в них образа, молитвенник или четки. В гроб молодым девушкам и женщинам кладут много живых цветов.

У немцев Крутинского района не встречаются обычаи, связанные с плачем и причитаниями по умершему. Считается, что каждый выражает свою скорбь по-своему.

Ранее людей, самостоятельно сводивших счеты с жизнью, хоронили в день смерти. В церкви не отпевали. Самоубийство считалось страшным грехом. Сейчас для людей, которые наложили на себя руки, выполняется такой же погребальный обряд.

В выборе места погребения на кладбище руководствуются пожеланием покойного, если он таковое выразил. Если нет, то могилу копают последовательно в общем ряду. При выборе места для могилы обычно соблюдается лишь временной принцип. Семейных могил или мест, отведенных для лиц одного вероисповедания, нет. Могилы ориентируют с запада на восток. Существует следующее объяснение этому обычаю: когда наступит конец света, покойник встанет и увидит восход солнца. Могилу копают за день до погребения. Глубина могилы от 2 м до 2,5 м. Могилу копают по размеру гроба - шире в головах, уже - в ногах. Закапывают могилу те, кто ее копал. Лопаты, другие инструменты хранятся на кладбище.

Близким родственникам запрещается копать могилу. Это также связано с приметой о еще одном покойном в семье.

Когда гроб опускают в могилу, первым горсть земли кидает в могилу старший в роду, затем - родственники покойного. В отличие от православных крест или памятник ставят не в ногах, а в головах. Оградки раньше не ставили. Их начинают ставить примерно с 1950-х годов. Над могилой возводили земляной холм. Что еще отличает данный обряд, это то, что в самой могиле делают подкоп вправо, куда перемещают гроб[6].

На кладбище не принято приносить никакую еду, лишь только святую воду, которой кропят могилу. Данная традиция также утратила свое значение, так как отдельного кладбища для католиков в районе нет и под влиянием массового православного вероисповедания немцы поминают и приносят на могилы поминальные блюда, такие как кутья, блины, яйца.

Члены семьи приглашают всех присутствующих на поминки. Поминки проходят в столовой, но не в доме, где жил усопший. Обязательным блюдом на таких поминках является суп-лапша с курицей, пирожки с различной начинкой, а также сладкий посыпной пирог «Kure».

Немцы в отличие от православных не поминают покойных ни на 9-й, ни на 40-й день, ни через год. После смерти, считают они, душа сразу улетает на небо. [7]

Специальных дней поминовения у немцев нет. Кладбище посещают в дни похорон или в дни религиозных праздников. Долго ухаживать за могилами не принято. Память живет в голове.

После захода солнца категорически запрещено посещение кладбищ.

На сегодняшний день русская культура настолько повлияла на немцев Крутинского района, что их исконные обычаи практически не соблюдаются. Единственное сохранившееся отличие похоронно-погребального обряда – место положения креста на могиле.

2.2.4.Традиции латышского похоронно-погребального обряда.

Похоронно-погребальный процесс латышей несколько отличается от русского обряда погребения. На похоронах нельзя плакать, так как считается, что покойный будет страдать на том свете и пытаться вернуться к живым. Если в последний путь провожают человека, прожившего долгую жизнь, в его доме собираются несколько поколений одной семьи и вспоминают добрые дела усопшего. На проводах покойного обязательно должны присутствовать все его родственники.

Интересен обряд «последнего угощения»: перед выносом тела провожающих угощали вином и закусками. В более ранний период, как об этом свидетельствуют источники, относящиеся к первой половине XIX в., угощали не только провожающих, но и душу умершего, для которой ставился отдельный прибор. В настоящее время иногда усопшему (как правило, это пожилой человек) кладут ложку, тарелку и кружку.

Сохранилась традиция, когда после погребения приглашенные люди возвращаются в дом умершего на поминки, а всех остальных, пришедших проводить умершего в последний путь, угощают на кладбище. Иногда заключительная часть похорон, по желанию покойного, а также если он был преклонного возраста, проходила сравнительно весело, с пением, так как верили, что душе будут неприятны слезы и причитания.

Огромное значение для латышей имело лютеранство и связанный с ним похоронный обряд. По воспоминаниям коренных жителей села Рыжково, процесс погребения изменился со временем под влиянием русской православной культуры.

Надежда Кузьминична Симон, в девичестве Розе (латышка по национальности), вспоминает о похоронно-погребальной обрядности латышей начала 90-х годов XX века.

«Сначала усопшего омывают, одевают в свободную легкую одежду, чтобы ему было легко «на том свете». Некоторые люди, которые любили ходить босиком, просили или оставляли предсмертные записки о том, чтобы их похоронили босиком.

Гроб ставится головой к дверям на лавки или табуреты. Его обивают темно-синим атласом внутри и снаружи. На крышке гроба - белый крест.

Вместе с усопшим кладут чашку, ложку, кружку, а также его любимые вещи. Если человек при жизни курил, то кладут спички и сигареты, раньше клали кисет, кресало, бумагу. Цветы, венки кладут не в гроб, а рядом. После того как происходит вынос тела усопшего, кровные родственники не должны оставаться в доме - считается плохой приметой. В доме после этого моют полы, накрывают столы, как правило, два-три человека со стороны.

Зеркала никто не закрывает, как это принято у православных.

Ворота, которые были открыты в период траура, после выноса тела усопшего закрываются, и процессия двигается на кладбище. По дороге разбрасывают ветки хвои. Они же укладываются и на дно могилы. Бросается мелочь - на откуп. В могилу гроб опускается на полотенце, которое затем разрывается и подается каждому из четырех копателей могилы. В отличие от православных крест или памятник ставят не в ногах, а в головах.

На поминальный обед отдельно приглашаются только люди, которые проводили усопшего до кладбища и попрощались с ним. Поминальный обед накрывается в доме усопшего; копальщикам накрывается четырехугольной формы стол в отдельной комнате. На каждый из углов стола ставится спиртное (четыре угла стола символизирует углы могилы). Копалбщикам ни в чем не отказывают и дают с собой провизию. После того как они уйдут, стол накрывают заново - детям. Дети сидят отдельно от взрослых.

Обязательным из горячего обеда являются кутья (в центре кутьи делается углубление, в которую наливается ложка красного церковного вина), отварная рыба (кусками), сырой лук, также варят блюда, которые любил покойный. Сидящих людей за столом обслуживает кто-то из родственников.

На похоронах никто не плачет, это категорически запрещено. Люди, которые поминают покойного, прощаются и желают ему счастливой жизни на «том свете», поэтому все улыбаются. Это все происходит в том случае, когда человек умер естественной смертью.

На второй день не ходят, чтобы не тревожить дух. Поминают год, три года, пять лет».[8]

Данные традиции на сегодняшний день изменились. Это связано, прежде всего, с отсутствием на территории Крутинского района лютеранской католической церкви. Людей (как правило, это женщины преклонного возраста), которые участвовали и следили за процессом выполнения обряда, уже нет в живых, и латыши (а в селе остались в основной массе представители латышской национальности) зачастую обращаются к русским обычаям и православному настоятелю.

Вот как описывает в своих воспоминаниях современный похоронно-погребальный обряд в селе Рыжково Крутинского района урожденная латышка Клаус Лидия Михайловна.

«Как и у всех обряд начинается с омовения. Омывают усопшего родственники. После данной процедуры принято дарить по платку и пригубить вино. Придавать земле усопшего принято только на третий день, до этого времени покойный ночует в доме, и его не принято оставлять одного, с ним сидят днем и ночью. Перед тем как положить покойного в гроб, женщины преклонных лет «обпевают»[9] его - проходят с молитвами, которые поют (раньше пели по молитвеннику строго на латышском языке).

Могила копается в два дня: в первый день могила не докапывается на 50 сантиметров и лопаты на нее кладутся так, чтобы образовался крест, во второй день к приезду траурной процессии могилу докапывают и подчищают. Крест ставится в головах усопшего. После похорон людей приглашают на поминки (приходят все, кто знал и хотел бы помянуть человека).

Главным обрядовым блюдом латышей на поминках или свадьбах всегда капустный суп. Основой для него служит мясной бульон, в него добавляется только капуста. Это главная особенность траурной кухни.

На второй день принято ходить на завтрак, отмечать девятый, сороковой день после смерти, но это также заимствовано из русской культуры.

«Помню, моя бабушка еще при жизни строго-настрого наказывала не ходить и не тревожить ее дух на кладбище ни на второй, ни на девятый или сорокой день, только в годовщину».[10]

Похоронные обряды латышей, проживающих на территории Крутинского района, в данное время претерпели значительные изменения или вовсе были вытеснены русскими обычаями.


Заключение.

Нами был исследован процесс русского похоронно-погребального ритуала, а также других этнических групп, проживающих на территории Крутинского района. Был проведен анализ источников, который включает в себя разнообразную литературу, воспоминания современников, материалы сети Интернет.

Процесс заселения и освоения Крутинского района происходил на протяжении достаточно долгого времени под влиянием самых разнообразных обстоятельств. Так на территории района проживают люди самых разных национальностей и вероисповеданий. Многие из них сохранили свои обычаи и традиции, в том числе похоронного обряда, хотя под влиянием русской культуры национальные обычаи и традиции изменяются.

Данная работа имеет практическое значение для современного общества, так как в связи с переходом на новую ступень развития, с урбанизацией мы забываем свои истинные корни и традиции, ритуалы, обряды, суеверия. Уходит целое поколение, которое несет в себе традиционную, характерную только для определенной местности самобытную культуру.

Обряды и ритуалы было возможно изучить и записать, так как сохранились по сегодняшний день. Традиции похоронно-погребального обряда - это своеобразный синтез между языческими поверьями и христианскими заповедями. В настоящее время мы видим, что суеверия, ритуалы до сих пор являются значимыми в данном процессе, особенно на селе. Но и на селе сохранение традиций погребального обряда становится труднее. Это связано с тем, что люди, которые знают и следят за соблюдением ритуала, уходят.

Данное исследование будет продолжено, так как тема достаточно актуальная и не затронуты многие вопросы. Планируется подготовка сборника в местный краеведческий музей и муниципальную библиотеку.

Библиография

Интервьюирование:

Воспоминания Ижиковой З.В.

Воспоминания Беляцкой Н.А.

Воспоминания Симон (Розе) Н.К.

Воспоминания Коротцевой (Брант) И.А.

Воспоминания Калякина Т.И.

Воспоминания Клаус Л.М.

Список литературы:

Аксенов А. «Пост для души и тела»

Колесников А.Д. Русское население западной Сибири в 18 - конце 19 веков. Омск,1973

Левкиевская Е. Мифы русского народа, М.,2000 г.

Мартынов А. Восьмой выпуск Русских достопамятностей. Москва. В Синодальной типографии, на Никольской улице. 1872

Обрядовая поэзия. М.1989

Панкеев И. «Обычаи и традиции русского народа»

Петров И.Ф. Прииртышье мое. Омск, 1988.

Полное собрание законов Российской империи с 1649г., том ХVIII, 1802-1803

Потанин Г.Н. Указ.соч.

Интернет - источники:

wikipedia.org/wiki

www.orthodox-jerusalem.ru

www.ritual-nv.ru

cemeterychelny.ucoz.ru

www.belmagi.ru

www.funeralportal.ru

www.coolreferat.com

passino.ru


[1] По воспоминаниям Калякина Т.И., жителя с. Яман Крутинского района

[2] Г.Н. Потанин Указ.соч.

[3] По воспоминаниям Ижиковой З.В.

[4] По воспоминаниям Ижиковой З.В.

[5] По воспоминаниям Ижиковой З.В.

[6] По воспоминаниям Коротцевой (Брант) И.А.

[7] По воспоминаниям Беляцкой (Бургарт) Н.А.

[8] По воспоминаниям Симон (Розе) Н.К.

[9] По воспоминаниям Клаус Л.М.

[10] По воспоминаниям Клаус Л.М.

 

 


  Посещений - 7410684


Погода


Яндекс.Погода