Далекое- близкое
Дорстрой
не ломает строй
Начало начал
В ходе социально-экономических преобразований, случившихся с нами за последнюю четверть века, дорожно-строительное управление (ДРСУ) – одно из немногих предприятий Крутинки, сохранивших свой потенциал и востребованность.
Начало было положено 75 лет назад. В 1937 году на базе управления «Облдортранс» в Крутинке был создан райдоротдел. Его технические возможности были весьма ограничены. По свидетельствам старожилов, ремонтом дорог в основном занимались колхозники.
- Перед войной и после колхозников частенько посылали на расчистку дорог от снега, - вспоминает уроженец деревни Никольское Николай Федорович Голубев. - Помню, срочно понадобилось убрать снег на дороге от Моторово до Толоконцево для вывозки зерна на элеватор. Работали и взрослые, и дети. К вечеру дорогу расчистили, а ночью навалило еще больше. Снова чистили, и никто не роптал. А нам было-то по 12-13 лет.
Дороги судьбы
Новую главу в историю крутинских дорог вписывает наш земляк ветеран Великой Отечественной войны Александр Дмитриевич Авдюков. Именно он в 1965 году возглавил производственно-дорожный участок №1876, образованный на базе райдоротдела.
Он родился в 1919 году в Крутинке. В армию призван в 1940-м. Войну встретил в составе 308 стрелкового полка 2-й ударной армии, которая защищала Москву в районе Ногинска, Воскресенска, Коломны. К 1 декабря 1941 года в результате ожесточенных боев от семи стрелковых дивизий этой армии осталось лишь две.
В одном из боев наш земляк попал в плен. Лагерь военнопленных располагался в Белоруссии, откуда было рукой подать до фронта. Две попытки побега не удались, но в третьей – повезло.
«Бежали мы вдвоем, - рассказывал потом Александр Дмитриевич, - В одной белорусской деревеньке нас приютили и направили к партизанам».
Партизанил до прихода Красной Армии. А после освобождения Белоруссии их партизанское соединение направили на строительство местных дорог, разрушенных войной. Именно этот опыт и пригодился фронтовику в мирной жизни. Вернувшись домой, Александр Дмитриевич идет мастером в дорожный отдел, а потом и сам возглавляет обновленное предприятие.
Снится мне трактор
- Участок, по нынешним меркам, был крохотный, - вспоминает еще один ветеран предприятия Владимир Андреевич Балантаев, пришедший в коллектив при А.Д. Авдюкове в декабре 1969-го. – Из техники – три трактора ДТ-54 и один – ДТ-75. Свой «пятьдесят четвертый» вижу иногда во сне.
В январе 2014 года самый опытный грейдерист Крутинского района был «командирован» на пенсию. За его плечами 44 года трудового стажа и тысячи километров крутинских дорог.
Вместе сотоварищи Владимир Андреевич грейдеровал проселки, поднимал дорожное полотно. Именно в те годы доручасток проложил новую дорогу на Новокарасук, минуя деревню Горькое.
Мосты в будущее
В эпоху «развитого социализма» для дорожников наступили хорошие времена. В 1979 году участок переименован в дорожно-строительное управление – ДРСУ. Начинается плановое развитие районных коммуникаций. Строятся дороги, мосты, дамбы, водосбросы.
Численность коллектива достигает 80 человек. Внедряется грунто-битумно-щебеночное покрытие дорог, а в 1986 году Крутинка обзаводится своим заводом по производству асфальта.
Отправной точкой дальнейшего развития предприятия стало строительство автодороги «Тюмень-Омск». В этом проекте участвовали и наши земляки. Совместно с УМ «Омскавтодор» крутинские дорожники построили 76 километров «федералки» и ряд дорожно-эксплуатационных объектов, таких, как тридцатиметровый мост через реку Степаниха на участке Паново-Толоконцево.
В эти же годы были асфальтированы дороги на Новокарасук, Яман, Паново, Оглухино, Китерма, Шипуново и Называевск. Общая протяженность дорог, обслуживаемых ДРСУ, составила 164 километра.
- Основой коллектива всегда были профессионалы, - говорит директор ДРСУ «Крутинское» Юрий Кривун. – В историю предприятия внесли свой вклад такие люди, как мастер М.П. Зубакин, механик В.И. Глинский, инженер А.И. Ровкин, грейдеристВ.А. Балантаев, экономист Т.Н. Зенкова, В.В. Тарасенко и многие другие.
Сегодня на предприятии трудятся полста человек. Это те, кто ценой огромных усилий ликвидировали последствия паводка в 2007 году. Они восстанавливали дорожное полотно, размытое весенним половодьем, строили новый мост на реке Карасук, дамбу в Китерме, а сегодня асфальтируют и содержат в порядке дороги и улицы Крутинки.
Без этого коллектива историю Крутинки невозможно представить.
Юрий Третьяков
|