Эффективность государственного
земельного надзора в 2015 году
Государственный надзор за использованием и охраной земель призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований, выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами.
Полномочия по организации и осуществлению государственного земельного надзора возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы. Должностные лица и специалисты Росреестра и его территориальных органов осуществляют государственный земельный надзор в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «О государственном земельном надзоре».
Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, а также внеплановых проверок. Полномочия по его осуществлению на территории города Омска возложены на Управление Росреестра по Омской области (далее – Управление) и его территориальные подразделения.
За 12 месяцев 2015 года Управлением проведено 3862 проверки соблюдения требований законодательства. При этом в 80 процентов случаев выявлены правонарушения – зафиксировано 2453 факта нарушения законодательства Российской Федерации. К числу этих правонарушений в основном относятся самовольное занятие земельного участка (статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – КоАП РФ), использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ), а также неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях (часть 3 статьи 8.8 КоАП РФ). Также можно отметить не выполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный земельный надзор (часть 25, 26 статьи 19.5 КоАП РФ).
К административной ответственности Управлением привлечено 1612 нарушителей законодательства Российской Федерации на общую сумму штрафов 23 млн. 400 тыс. рублей.
Следует отметить, что за минувший год Управлением проведено 4191 проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации и выявлено 2909 нарушений. К административной ответственности привлечено 2382 нарушителя на общую сумму штрафов 6 млн. 221 тыс. рублей.
В минувшем году Управлению удалось при значительном снижении количества проверок сохранить процент выявленных нарушений на уровне 2014 года. Кроме того, отмечен существенный рост наложенных штрафов. В 2015 году выявлено 2453 нарушения земельного законодательства (в 2014 году – 2909), а сумма наложенных штрафов выросла с 6 млн. 221 тыс. рублей в 2014 году до 23 млн. 400 тыс. рублей в 2015 году.
Причиной снижения количества проведенных Управлением проверок послужило уменьшение количества плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, на основании предложений органов прокуратуры об исполнении указания Президента Российской Федерации о снижения давления на малый и средний бизнес, содержащегося в послании Федеральному собранию Российской Федерации от 04.12.2014 года, Управлением внесены изменения в утвержденный план – исключено 259 проверок из 550.
Также значительное влияние оказало внесение в КоАП РФ норм, в соответствии с которыми размер штрафа за нарушение земельного законодательства определяется в зависимости от кадастровой стоимости участка. Это одна из законодательных инициатив Росреестра. Такая оценка является более объективной и приводит к устранению нарушений земельного законодательства еще до начала надзорных мероприятий.
Следует отметить, что после внесения в КоАП РФ вышеуказанных изменений уже в первом полугодии 2015 года показатель количества устраненных нарушений земельного законодательства увеличился на 12 процентов.
Вышеизложенные факты свидетельствуют о повышении эффективности государственного земельного надзора, а также о результативности проводимых Управлением проверок, доведения их до логического завершения. Ведь при осуществлении функций государственного земельного надзора необходимо убедиться в том, что выявленное правонарушение устранено и что пользователи земельных участков соблюдают требования земельного законодательства.
Наталья Амелешина,
специалист-эксперт отдела
государственного земельного надзора Управления Росреестра
по Омской области.
|