Проблема взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами внутренних дел при выявлении и пресечении нарушения земельного законодательства Российской Федерации
В соответствии с п. 23 положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, при реализации своих полномочий в установленном порядке осуществляют взаимодействие с правоохранительными органами.
Так, за 2015 год органами внутренних дел выявлено 119 фактов нарушения земельного законодательства, материалы направлены в Управление Росреестра по Омской области (далее – Управление) для рассмотрения.
По итогам рассмотрения поступивших материалов Управлением к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) привлечено 57 нарушителей земельного законодательства, которые привлечены к ответственности в виде штрафа на общую сумму 353 000 рублей.
Однако при осуществлении мероприятий государственного земельного надзора не всегда представляется возможным установить личность правонарушителя либо его фактическое местонахождение, что препятствует осуществлению надзорной деятельности.
С целью предотвращения или пресечения действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, государственные инспекторы по использованию и охране земель вправе обратиться в органы внутренних дел за содействием в разрешении возникающих проблем. Данная норма отражена в п.п. 6 п. 9 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486.
Если в установлении лиц, допустивших правонарушение, у органов полиции особых проблем не возникает, то вопрос об оказании содействия в пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами в области использования и охраны земель надзорной деятельности, на сегодняшний день остается открытым.
Зачастую недобросовестный пользователь земельного участка препятствует государственному инспектору по использованию и охране земель исполнять свои полномочия в рамках земельного надзора. Решение данной проблемы возможно путем организации совместного с органами внутренних дел выезда на место совершения правонарушения.
В случае намеренного воспрепятствования правообладателями земельных участков законной деятельности должностных лиц органа государственного земельного надзора эти лица вынуждены направлять информацию о нарушении земельного законодательства в органы внутренних дел для составления протокола в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ с последующим направлением материалов административного дела в соответствующие компетентные органы для рассмотрения.
При подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях, поступающих из полиции, государственными инспекторами по использованию и охране земель выявляется ряд недостатков при составлении протокола об административном правонарушении. К таким недостаткам относятся недостаточность доказательной базы, неполное или некачественное описание совершенного правонарушения, отсутствие фототаблиц и схематических чертежей. Так, за 2015 год Управлением вынесено 34 определения о возвращении материалов об административном правонарушении в органы внутренних дел.
В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется в суд или в орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении. В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении –постановление не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня обнаружения признаков административного правонарушения.
На практике встречаются случаи, когда протокол об административном правонарушении направляется в Управление с нарушением установленных сроков. В результате производство по делу об административном правонарушении прекращается, правонарушитель уходит от административной ответственности. За 2015 год количество постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, вынесенных Управлением в результате рассмотрения протоколов, составленных правоохранительными органами, составило 20.
Управление ведет активную работу по устранению перечисленных проблем, успешное решение которых во многом зависит от эффективности взаимодействия органов государственного земельного надзора и органов внутренних дел.
Наталья Амелешина,
специалист-эксперт отдела
государственного земельного надзора Управления Росреестра
по Омской области
|