Ответственность за неуплату административного штрафа за нарушение требований земельного законодательства
Административный штраф за нарушение требований земельного законодательства должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. В случае привлечения к административной ответственности иностранного гражданина или лица без гражданства штраф должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении указанных сроков орган государственного земельного надзора, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае привлечения иностранного гражданина или лица без гражданства в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, должностное лицо органа государственного земельного надзора, вынесшее постановление о назначении административного наказания в виде штрафа, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении лица, не уплатившего административный штраф, и направляет данный протокол в адрес мирового суда для рассмотрения.
Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В силу действующего законодательства дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола при условии обязательного присутствия лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Вместе с тем, КоАП РФ не содержит норм, позволяющих органу государственного земельного надзора при составлении протокола об административном правонарушении обеспечить явку лица, привлекаемого к административной ответственности, в суд. Данным правом обладают только органы внутренних дел (полиции) и службы судебных приставов.
При этом неявка в судебное заседание лица, привлекаемого к административной ответственности, либо необеспечение его явки в суд должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не является основанием возвращения протокола об административном правонарушении в орган государственного земельного надзора.
В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, привлекаемых к административной ответственности, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.
Привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, осуществляется:
1) органом, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, на основании определения судьи или постановления должностного лица указанного органа, рассматривающих дело об административном правонарушении в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
2) органом внутренних дел (полицией) на основании определения указанного органа, иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.
Вместе с тем, в аналогичной ситуации Верховный Суд РФ отказывает в отмене определений судов, вынесенных по таким основаниям (Постановление Верховного Суда РФ от 16 апреля 2014 г. N 7-АД13-8). Судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел.
Как видим, сложившаяся судебная практика и пробел в административном законодательстве создают трудности при выполнении органами государственного земельного надзора обязанностей по контролю уплаты административных штрафов за нарушения требований земельного законодательства, что не снимает стоящих перед ними исполнения обязанностей.
Павел Бойко,
специалист-эксперт
Омского отдела
Управления Росреестра
по Омской области.
|