Итоги работы Управления Росреестра по Омской области
в 1 полугодии 2017 года
27 июля состоялось расширенное заседание коллегии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, на котором подведены итоги деятельности Управления за первое полугодие 2017 года.
Основной целью в решении поставленных перед Управлением задач в отчетном периоде являлась наработка новой правоприменительной практики в связи с вступлением в действие положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также активизация работы по повышению качества и доступности государственных услуг, упрощению процесса получения государственных услуг, созданию единой системы государственной регистрации прав и кадастрового учета, повышению уровня взаимодействия с региональными органами государственной власти и местного самоуправления в процессе предоставления государственных услуг Росреестра, совершенствованию межведомственного взаимодействия в электронном виде посредством портала государственных услуг Росреестра и системы межведомственного электронного взаимодействия, увеличению доли предоставления государственных услуг в электронном виде, повышению эффективности исполнения возложенных полномочий по осуществлению контрольно- надзорных функций, государственной кадастровой оценки недвижимости, совершенствованию форм и методов работы, направленных на профилактику коррупционных проявлений среди государственных гражданских служащих Управления.
По результатам анализа основных статистических показателей деятельности Управления в сфере государственной регистрации прав отмечается незначительное уменьшение (в сравнении с первым полугодием 2016 года) количества зарегистрированных прав, обременений (ограничений) прав и сделок – на 1 процент. Всего зарегистрировано 141793 права, обременения (ограничения) прав и сделок (за первое полугодие 2016 года – 143731). На государственный кадастровый учет поступило 17810 заявлений, что на 14 процентов больше показателя аналогичного периода 2016 года (15557). Выдано 407015 сведений из ЕГРН, что на 139 процентов больше, чем в первом полугодии 2016 года (170166).
Итоги контрольно-надзорной деятельности Управления свидетельствуют как о росте, так и снижении некоторых показателей. Одной из основных причин колебания динамики показателей являются изменения законодательства, регламентирующего данную сферу деятельности Управления.
Проведено 1430 проверок соблюдения требований земельного законодательства, что на 14,5 процента меньше показателя первого полугодия 2016 года (1673). По результатам рассмотрения обращений и проведенных проверок выявлено нарушений земельного законодательства на 8 процентов меньше, чем в аналогичном периоде 2016 года (2017 г. – 803, 2016 г. –872). Количество выявленных нарушений законодательства о банкротстве арбитражными управляющими не изменилось (2017 г. – 46, 2016 г. – 46). Суммы наложенных штрафов по делам об административных правонарушениях в сфере земельных отношений превышают показатель первого полугодия 2016 года на 96 процентов (2017 г. – 17 892 740 рублей, 2016 г. – 9 128 000 рублей), в отношении арбитражных управляющих показатель на 20 процентов уменьшился (2017 г. – 546 000 рублей, 2016 г. – 673 000 рублей).
Как было отмечено на коллегии, во втором полугодии Управлению предстоит продолжить реализацию задач, поставленных Росреестру Президентом и Правительством Российской Федерации, в том числе выполнение мероприятий, предусмотренных «дорожными картами» по внедрению в Омской области целевых моделей по регистрации прав и кадастровому учету, и Федеральной целевой программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2019 годы), направленных на обеспечение качества, доступности, прозрачности, оперативности предоставления государственных услуг Росреестра.
Коллегия заслушала докладчиков по темам повестки, состоялось обсуждение докладов. В работе заседания приняли участие первый заместитель министра имущественных отношений Омской области И.Г. Штейнборм, заместитель министра труда и социального развития Омской области Е.В. Шипилова и другие приглашенные лица.
Противодействие коррупции в Росреестре:
звонить по «телефону доверия»
С 2008 года в системе Росреестра организовано функционирование «телефона доверия» по вопросам противодействия коррупции. Номер «телефона доверия» Управления Росреестра по Омской области – 21-08-89. О том, как организована его работа, рассказывает главный специалист-эксперт отдела государственной службы и кадров Управления Росреестра по Омской области Кучегура Алексей Владимирович.
–В соответствии с Положением об организации работы «телефона доверия», утвержденным приказом Управления от 27.10.2015 № 319 и внесенными в него приказом Управления от 24.07.2017 № П/218 изменениями, прием обращений абонентов по «телефону доверия» осуществляется ежедневно, круглосуточно, без выходных и перерывов, в автоматическом режиме, с записью сообщения на телефонный автоответчик.
При соединении с абонентом в автоматическом режиме воспроизводится примерный текст сообщения:
«Здравствуйте! Вы позвонили по «телефону доверия» по вопросам противодействия коррупции в Управлении Росреестра по Омской области. Время Вашего обращения не должно превышать 5 минут. Пожалуйста, после звукового сигнала назовите свою фамилию, имя, отчество, должность (при наличии), представляемую организацию (при наличии) и изложите Ваше обращение о фактах коррупции и иных нарушений законодательства о противодействии коррупции, совершенных гражданскими служащими и работниками Управления Росреестра по Омской области. Конфиденциальность Вашего обращения гарантируется. Анонимные обращения и обращения, не касающиеся коррупционных действий гражданских служащих и работников Управления Росреестра по Омской области, не рассматриваются. Для направления Вам ответа по существу обращения сообщите свой номер телефона, почтовый адрес или адрес электронной почты. Обращаем Ваше внимание на то, что статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложный донос о совершении преступления».
Из вышеприведенного текста следует, что Управлением по «телефону доверия» принимается и рассматривается только информация о коррупционных проявлениях в действиях государственных гражданских служащих и работников Управления, фактах возникновения конфликта интересов и несоблюдения гражданскими служащими и работниками Управления ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции. При этом абонент называет себя и оставляет свои координаты.
Поступившая информация регистрируется в журнале регистрации обращений граждан и организаций по соответствующей форме и не позднее следующего рабочего дня с момента ее поступления направляется руководителю Управления.
Информация о результатах рассмотрения обращения в течении 5 рабочих дней с даты окончания срока его рассмотрения направляется в Управление государственной службы и кадровой политики Росреестра. Также ежеквартально в Росреестр предоставляется доклад о функционировании «телефона доверия» с приложением копий подтверждающих документов.
Важный момент: аудиозаписи обращений, поступивших на «телефон доверия», хранятся один год, после чего подлежат уничтожению.
Электронная услуга Росреестра востребована
С начала 2017 года в Управление Росреестра по Омской области в электронном виде поступило около 7000 заявлений на государственную регистрацию прав через портал Росреестра, в том числе в июле – почти 1700 электронных заявлений.
Названные цифры подтверждают востребованность данной электронной услуги Росреестра у заявителей, ее растущую популярность.
Половина из названных заявлений поступила от физических лиц, остальные представлены органами государственной власти, местного самоуправления и нотариусами. Меньше всего заявлений в электронном виде поступает от юридических лиц.
В целях повышения качества и доступности результатов исполнения государственной функции по государственной регистрации прав, создания благоприятных условий для заявителей и привлечения более широкого круга пользователей электронными услугами Росреестра приказом Управления с 1 июля 2017 года сокращены сроки проведения государственной регистрации прав на основании заявлений, представленных в электронной форме. Сроки следующие:
– не позднее четырех рабочих дней со дня приема органом регистрации прав заявления и прилагаемых к нему документов, если более короткий срок не установлен действующим законодательством Российской Федерации и настоящим приказом;
– не позднее трех рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых к нему документов на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения.
Более короткий срок – один рабочий день, следующий за днем приема документов, – установлен законодательством для государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов, представленных с заявлением на государственную регистрацию прав в электронном виде.
Для удобства пользователей и повышения доступности электронных услуг Росреестр приступил к выдаче сертификатов электронной подписи собственного удостоверяющего центра на базе Федеральной кадастровой палаты. С помощью сертификатов электронной подписи, выданных удостоверяющим центром Росреестра, можно воспользоваться государственными услугами Росреестра и других ведомств. Офисы кадастровой палаты, где можно получить электронную подпись, расположены как в городе Омске, так и во всех муниципальных районах Омской области. Подробную информацию можно получить по телефону: (3812) 25-84-94 либо направить вопрос на электронный адрес: uc@55.kadastr.ru.
Регистрация прав в электронной форме
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о недвижимости), вступившего в силу с 01.01.2017, государственной регистрации подлежат возникновение, переход, ограничение, обременение и прекращение прав:
– собственности, аренды нежилого и найма жилого помещения (в предусмотренных законом случаях);
– хозяйственного ведения;
– оперативного и доверительного управления;
– постоянного пользования;
– ипотеки;
– сервитута.
Регистрационные действия согласно ст. 130 ГК РФ осуществляются в отношении следующих объектов недвижимости и их долей:
– земельные участки;
– здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
– квартиры;
– жилые дома;
– нежилые помещения;
– машино-места, являющиеся частью зданий и сооружений;
– предприятия, как имущественный комплекс (ст. 132 ГК РФ);
– единый недвижимый комплекс (ст. 133.1 ГК РФ).
Права на недвижимость и сделки с ней регистрирует Росреестр, деятельность которого направлена на обеспечение законности в той сфере отношений, в которой недвижимость фигурирует как объект чьих-либо прав и сделок.
Согласно требованиям Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» доля граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме, к 2018 году должна составлять не менее 70 процентов, в связи с чем Управлением Росреестра по Омской области проводится существенная работа по оказанию государственных услуг в электронной форме, что повышает их доступность, минимизирует коррупционные риски и обеспечивает экономию бюджетных средств.
Услуги Росреестра в электронном виде осуществляются по регистрации прав и кадастровому учету (как отдельно, так и в виде единой процедуры), а также по получению сведений из ЕГРН.
На официальном сайте Росреестра доступны сервисы подачи заявлений на такие услуги. Кроме того, указанные сервисы позволяют получить следующие сведения из ЕГРН: об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, о кадастровой стоимости объектов недвижимости, о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, о содержании правоустанавливающих документов, о переходе прав на объект недвижимости, а также о кадастровом паспорте территории.
Кроме того, на сайте ведомства доступны сервисы, с помощью которых можно в режиме онлайн получить сведения из ЕГРН – «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», «Личный кабинет правообладателя», «Личный кабинет кадастрового инженера».
Документы на регистрацию в электронной форме могут быть представлены через единый портал государственных услуг, сайт Росреестра или с использованием веб-сервисов (п.2 ч.1 ст.18 Закона о недвижимости).
Вместе с документами, представляемыми на государственную регистрацию прав, заявитель в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о недвижимости представляет заявление по форме, размещенной на портале государственных и муниципальных услуг, а также на сайте Росреестра.
Для направления документов с помощью онлайн-сервиса у заявителя должна быть электронная цифровая подпись, оформленная в установленном порядке через специализированный центр.
По результатам рассмотрения представленных для регистрации документов регистрирующий орган принимает одно из следующих решений:
– возвращает документы заявителю без рассмотрения (ст. 25 Закона о недвижимости);
– приостанавливает регистрационные действия (ст. 26 Закона о недвижимости);
– отказывает в совершении регистрационных действий (ст. 27 Закона о недвижимости);
– регистрирует права на недвижимость (ст. 28 Закона о недвижимости).
Наиболее частыми причинами возврата документов, представленных в электронном виде, является то, что заявление и документы, поданные заявителем в электронной форме, не соответствуют установленному формату, либо в государственной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате государственной пошлины по истечении пяти дней со дня подачи заявления при отсутствии в пакете документов соответствующего платежного документа.
О поступлении информации об уплате государственной пошлины, приеме заявления и прилагаемых к нему документов в обработку, возврате прилагаемых к заявлению документов без рассмотрения и о возможности получения таких документов, приостановлении регистрации, отказе в регистрации, ее прекращении или проведении и возможности получения документов заявитель уведомляется с помощью сети Интернет по указанному в заявлении электронному адресу (Приказ Минэкономразвития России от 16.03.2016 № 137 «Об утверждении порядка и способов уведомления заявителей о ходе оказания услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав»).
Вместе с тем, основной причиной, препятствующей активному распространению электронных услуг, является отсутствие у большинства граждан Российской Федерации электронной подписи. В то же время в Европе электронные подписи используют более половины населения.
Несмотря на это, электронная регистрация прав в Омской области набирает оборот.
Так, в 2016 году общее количество поступивших заявлений в электронной форме составило 4 833 заявления, тогда как в 2017 только за первое полугодие представлено более 5000 таких заявлений.
Между тем, заявители (правообладатели, третьи лица) активно заказывают и получают в электронном виде сведения из ЕГРН. К примеру, за 2015 количество таких заявлений составило – 89 535, в 2016 – 147 296, за первое полугодие 2017 уже 99 549.
Актуальность электронной регистрации прав, установленная рядом программ (Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», Концепция административной реформы), а также приоритет электронного документооборота, внедрение его системы в сфере оказания государственных услуг в области государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета способствуют территориальным органам Росреестра, в том числе Управлению Росреестра по Омской области, повышению качества оказываемых государственных услуг, минимизации бумажного документооборота и очереди граждан в офисах многофункциональных центров.
Наталья Назарова, заместитель начальника Омского отдела
Управления Росреестра по Омской области,
государственный регистратор.
Порядок исправления технической ошибки
в Едином государственном реестре недвижимости
Условия ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) регламентированы Федеральным законом от 13.07. 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации). Указанный нормативный правовой акт содержит требования к процедуре кадастрового учета и регистрации, а также к внесению в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах и объектах недвижимости. Порядок ведения реестра, в том числе и внесения в него сведений кадастрового учета, предусмотрен Приказом Минэкономразвития РФ № 943. Даже при условии точного соблюдения указанного документа возможность ошибки в информации ЕГРН исключить невозможно. В каких данных они могут возникнуть?
В состав сведений ЕГРН входит следующая информация: описание объекта недвижимого имущества – кадастровый номер, технические характеристики, адрес, личные данные правообладателя, дата и основание возникновения права собственности, информация о зарегистрированных обременениях на недвижимость. Соответственно, в этих сведениях могут содержаться ошибки, имеющие технический характер.
В соответствии со ст. 61 Закона о регистрации техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРН. В соответствии с п. 15 Порядка ведения ЕГРН исправление технических ошибок производится посредством внесения изменений в записи кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость, в данных об изменениях указываются:
-кадастровый номер объекта недвижимого имущества либо номер регистрации права, ограничения права, обременения объекта недвижимости, в запись о котором вносятся изменения;
-изменяемая и измененная характеристика объекта недвижимости или изменяемое и измененное содержание записи о зарегистрированных праве, ограничении права или обременении объекта недвижимости, сделке; сведения о документах, послуживших основанием для внесения изменений (если изменения вносятся на основании данных базового информационного ресурса, в отношении документов-оснований дополнительно указывается наименование базового государственного информационного ресурса). При внесении изменений в записи реестра прав на недвижимость сформированному электронному документу присваивается номер, который состоит из номера регистрации права, ограничения права, обременения объекта недвижимости, сделки, в записи о которых вносятся изменения, иные дополнительные сведения, и порядкового номера изменений (дополнений) в соответствующую запись.
При внесении в ЕГРН изменений, в том числе при исправлении технических ошибок, предыдущие сведения, содержащие прежние значения, сохраняются в ЕГРН со статусом «погашенные», если иное не предусмотрено Порядком ведения ЕГРН.
По каким причинам отказывают в исправлении технической ошибки?
В исправлении технической ошибки может быть отказано в случае ее отсутствия, т.е. данные внесены верно, а заявитель под видом ошибки пытается зарегистрировать изменения, которые должны вноситься на основании технического плана, подготовленного кадастровым инженером. В иных случаях отказывают в исправлении в силу установленной законом нормы, которая предусматривает исправление, если оно не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
С заявлением об исправлении технической ошибки заинтересованное лицо может обратиться в любой офис Многофункционального центра или Кадастровой палаты, которые осуществляют прием заявлений на предоставление государственных услуг Росреестра.
Оксана Руденко, начальник отдела повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Омской области.
Сделки с недвижимым имуществом:
когда требуется нотариальное удостоверение
В последнее время наблюдается тенденция к расширению практики нотариального удостоверения различных действий.
Какое значение имеет нотариальное удостоверение сделок? Какие сделки требуют нотариального удостоверения?
Нотариальное удостоверение тех или иных действий означает доказывание законности их совершения специально уполномоченным лицом, в связи с чем удостоверенные в таком порядке действия обладают более высокой юридической силой.
Под нотариальным удостоверением сделки понимается проверка нотариусом или иным уполномоченным лицом законности сделки, включая наличие прав у сторон на ее подписание. Удостоверение сделки осуществляется по правилам, установленным законодательством о нотариате и нормативными правовыми актами органов, регулирующих соответствующие правоотношения.
Согласно статье 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки означает проверку ее законности, в том числе наличия у каждой из сторон права на совершение сделки, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие в порядке, установленном Законом о нотариате и нотариальной деятельности. Нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона.
Нотариальное удостоверение сделок обязательно:
– в случаях, указанных в законе;
– в случаях, предусмотренных соглашением сторон, даже если по закону для сделок данного вида эта форма не требуется.
В случае, когда нотариальное удостоверение сделки в соответствии с законом является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
В 2016 году российская практика заключения ряда гражданских договоров претерпела изменения в части соблюдения письменной квалифицированной формы, а именно: на основании Федерального закона от 29.12. 2015 N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введено обязательное нотариальное удостоверение следующих сделок:
– по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу;
– по продаже земельной доли;
– сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки;
– сделок по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;
– соглашений о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака.
Со 2 июля 2016 года расширен перечень сделок с недвижимостью, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению. Федеральным законом от 02.06.2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в перечень включены следующие виды сделок, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма их совершения: сделки по отчуждению (продажа, мена, дарение) долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке.
Вместе с тем, статья 165 ГК РФ "Последствия уклонения от нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки" предусматривает, что если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, то суд по требованию исполнившей сделку стороны вправе признать ее действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется. Также устанавливается, что сторона, необоснованно уклоняющаяся от нотариального удостоверения сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении сделки. Срок исковой давности по требованиям, связанным с несоблюдением нотариальной формы сделки, составляет один год.
Если нотариальное удостоверение сделок не предусмотрено в обязательном порядке нормами законодательства, стороны своим решением вправе удостоверить сделку в нотариальном порядке. В этом случае нотариус руководствуется правилами удостоверения сделок, установленными законодательством о нотариате.
Как видно, законодательство в сфере заключения нотариальных сделок претерпело значительные изменения. И список сделок, подлежащих нотариальному удостоверению, значительно расширился. Таким образом, нотариальному удостоверению подлежат следующие сделки:
– сделки, заключаемые лицом (лицами), которое вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности, не может расписаться самостоятельно, из-за чего подписантом выступает иное лицо (ч. 3 ст. 160 ГК РФ);
– договоры ренты (ст. 584 ГК РФ);
– сделки, направленные на отчуждение доли или части доли в уставном капитале ООО, кроме случаев перехода доли или части доли к обществу, предусмотренных п. 18 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее – Закон об ООО) и п. п. 4 - 6 ст. 23 Закона об ООО, а также случаев распределения доли между участниками общества и продажи доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам в соответствии со ст. 24 Закона об ООО (ч. 11 ст. 21 Закона об ООО);
– сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество (ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации недвижимости));
– сделки, связанные с распоряжением недвижимостью на условиях опеки, сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему или ограниченно дееспособному гражданину (ч. 2 ст. 54 Закона о регистрации недвижимости);
– брачные договоры (ч. 2 ст. 41 Семейного кодекса РФ);
–иные сделки, в отношении которых законом предусмотрена соответствующая форма.
Законодатель, вводя новые правила, преследовал цель защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота с помощью института нотариального удостоверения. Нотариат призван выступить инструментом эффективной борьбы со злоупотреблениями в сфере недвижимости, защиты прав несовершеннолетних и ограниченно дееспособных, в том числе в борьбе с квартирным рейдерством при продаже мини-долей в праве и т.п. В последнем случае недобросовестный покупатель (рейдер) приобретает за небольшую сумму незначительную долю квартиры (например, 1/90) и получает право проживания в жилом помещении. После чего, он создает для сособственников долей в праве на жилое помещение невыносимые условия проживания с целью заставить продать принадлежащие им доли по цене, которая значительно ниже рыночной.
Новым Законом также установлено, что соглашение о разделе общего имущества супругов должно носить обязательную нотариальную форму. До настоящего момента при разделе общего имущества супругов при разводе зачастую соглашения заключались на кабальных для одной из сторон условиях. Установление обязательной нотариальной формы таких соглашений предположительно должно защитить права всех участников соглашения.
Еще одна новелла законодательства коснулась договоров, где стороной являются дети и недееспособные граждане с целью максимально исключить факты нарушения прав наименее защищенной части населения.
Как видим, обязательная нотариальная форма введена по тем сделкам, где имеются наиболее сложные правоотношения и где часто происходят правонарушения. Особое значение имеет тот факт, что за свои действия нотариус несет полную имущественную ответственность.
Хотелось бы напомнить, что несоблюдение нотариальной формы сделки, когда такая форма является обязательной, влечет недействительность сделки. Такая сделка является ничтожной.
Наталья Максимчук, главный специалист-эксперт
отдела государственной регистрации недвижимости
Управления Росреестра по Омской области,
государственный регистратор.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть осложнены различными обстоятельствами. Поэтому для обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обратившихся за осуществлением этих действий, Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) предусмотрел возможность приостановления кадастрового учета и (или) регистрации прав. Такое приостановление возможно как по инициативе государственного регистратора прав, так и по инициативе заявителей.
В статье 26 Закона о регистрации содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и (или) регистрация прав могут быть приостановлены по решению государственного регистратора. Данный перечень включает 55 оснований, что существенно больше, чем в ранее действовавшем Законе о регистрации, утратившем силу с 01.01.2017 года.
Осуществление кадастрового учета и (или) регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в частности, в случае, если:
– лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;
– с заявлением о кадастровом учете и (или) регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
– имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
– не представлены документы, необходимые для осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав;
– представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;
– форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и другие основания.
Основными причинами приостановления являются сомнения государственного регистратора в наличии оснований для проведения регистрации прав, подтверждающих подлинность представленных документов или достоверность приведенных в них сведений.
По решению государственного регистратора осуществление кадастрового учета и (или) регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия приостановления, но не более чем на три месяца, за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления.
Так, в случае приостановления осуществления названных регистрационных действий в связи с тем, что не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9 часть 1 статья 26 Закона о регистрации), осуществление кадастрового учета и (или) регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, препятствующих их осуществлению, но не более, чем на один месяц.
Согласно статье 30 Закона о регистрации кадастровый учет и (или) регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно по инициативе заявителя.
В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления регистрационных действий, и срок, необходимый для такого приостановления. В случае отсутствия в данном заявлении указания на срок, кадастровый учет и (или) регистрация прав приостанавливаются на шесть месяцев.
В день приостановления регистрационных действий органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении кадастрового учета и (или) регистрации прав с указанием оснований такого приостановления. Уведомление должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий, с обязательной ссылкой на положения Закона о регистрации.
В случае если регистрационные действия приостановлены по причине не предоставления необходимых для их осуществления документов, запрашиваемых органом регистрации посредством межведомственных запросов, заявитель уведомляется о его праве представить документы по собственной инициативе.
В соответствии со статьёй 27 Закона о регистрации в случае, если в течении срока приостановления не устранены причины (статья 26 Закона о регистрации), препятствующие осуществлению кадастрового учета и (или) регистрации прав, государственный регистратор принимает решение об отказе в осуществлении названных регистрационных действий.
Согласно пункту 9 статьи 26 Закона о регистрации решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в тех случаях, когда Закон допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной регистрации прав) или о приостановлении осуществления кадастрового учета и регистрации прав, принятое в отношении документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 – 10, 19 – 21, 24 – 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 вышеназванной статьи, может быть обжаловано в административном порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", через апелляционную комиссию.
Приостановление кадастрового учета и (или) регистрации прав и (или) отказ в этих действиях могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (пункт 12 статьи 29 Закона о регистрации).
Подводя итог, отметим следующее. Перечисленные в действующем Законе о регистрации основания приостановления определяют пределы правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления или отказа в кадастровом учете и (или) регистрации прав.
Следовательно, в случае отсутствия указанных оснований, кадастровый учет и (или) регистрация прав не могут быть приостановлены.
Помимо расширения перечня оснований для приостановления кадастрового учета и (или) регистрации прав увеличены сроки, на которые допускается такое приостановление. Но, несмотря на то, что установление более продолжительных сроков приостановления затягивает процедуру осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав, тем не менее, эта ситуация предоставляет заявителю больше времени для устранения недочетов.
Вера Игуминова,
главный специалист-эксперт Омского отдела Управления Росреестра
по Омской области, государственный регистратор.
.
Порядок подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда открытого пользования
В связи с вступлением в силу с 01.01.2017 приказа Минэкономразвития России от 29.03.2016 № 180 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации» (далее – Типовое положение о территориальном органе), Управление Росреестра по Омской области прекратило осуществлять полномочия фондодержателя материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда (далее – ФКГФ), а также полномочия по предоставлению в пользование материалов и данных ФКГФ.
В соответствии с пунктом 7.1.11 Типового положения о территориальном органе функция по обеспечению координатами пунктов государственной геодезической сети в местных системах координат, принятых для ведения государственного кадастра недвижимости на территории кадастрового округа, осуществляется в Управлении в рамках государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее – ГФДЗ).
Оказание государственной услуги по предоставлению документов ГФДЗ осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 14.11.2006 № 376.
Обеспечение заявителей материалами и данными ФКГФ, в том числе сведениями о координатах пунктов государственной геодезической сети в государственных системах координат, а также параметрами перехода (ключами) от местной системы координат к государственной системе координат осуществляет только ФГБУ «Центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных», расположенный по адресу: 109316, г. Москва, просп. Волгоградский, д. 45, стр. 1, и его региональные отделы.
Порядок подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных ФКГФ открытого пользования (утвержден приказом Минэкономразвития России от 02.12.2011 № 706)
1. Заявление заинтересованных физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее – заявители) о предоставлении в пользование картографических (геодезических) материалов и данных (далее – материалы и данные, запрос) представляется по форме заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов.
2. В запросе указываются:
- вид запрашиваемых материалов и данных;
- идентификационные данные запрашиваемых материалов и данных;
- территория, в отношении которой запрашиваются материалы и данные;
- способ предоставления материалов и данных;
- цель и способы использования материалов и данных, являющихся объектами авторских прав;
- срок использования материалов и данных.
3. Вид запрашиваемых материалов и данных указывается в соответствии с перечнем материалов и данных, подлежащих включению в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды.
4. В одном запросе может быть указан только один вид материалов и данных.
5. Идентификационные данные материалов и данных указываются либо в соответствии с положениями национального стандарта «Географическая информация. Метаданные. ГОСТ Р 52573-2006», либо в ином виде по выбору заявителя.
6. Территория, в отношении которой запрашиваются материалы и данные, определяется путем указания географических координат вершин многоугольника, ограничивающего данную территорию, либо путем указания перечня номенклатур листов карт, имеющих разграфку, либо путем указания полного наименования соответствующих единиц административно-территориального деления Российской Федерации.
7. Цели и способы использования запрашиваемых материалов и данных, являющихся объектами авторского права, указываются в соответствии со статьей 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации.
8. Запрос, представленный физическими или юридическими лицами, заверяется подписью заявителя или лица, которое в соответствии с федеральным законом или по доверенности действует от его имени.
9. Запрос, представляемый органом государственной власти или органом местного самоуправления, подписывается:
- руководителем, заместителем руководителя органа государственной власти Российской Федерации;
- руководителем, заместителем руководителя территориального органа государственной власти Российской Федерации;
- руководителем, заместителем руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
- руководителем, заместителем руководителя органа местного самоуправления, главой муниципального образования.
10. Запрос, представляемый в электронной форме, должен быть подписан электронной подписью заявителя (должностного лица заявителя).
11. В случае представления запроса при личном обращении должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя, если запрос представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, и документ, подтверждающий полномочия заявителя, если запрос представляется его представителем.
12. К запросу о предоставлении материалов и данных, являющихся объектами авторского права, прилагается документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на заключение лицензионного договора.
13. Настоящий порядок не распространяется на подачу заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных, содержащих сведения ограниченного распространения, из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов.
14. Запрос, содержащий сведения, отнесенные к государственной тайне, представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
15. Запрос, представленный с нарушениями требований положений настоящего Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим Порядком, не рассматривается организацией-фондодержателем.
Срок рассмотрения заявления о предоставлении в пользование материалов и данных ФКГФ составляет 15 календарных дней.
Материалы и данные ФКГФ выдаются пользователям в виде копий и выписок сроком на три месяца или на срок выполнения работ на объекте.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.06.2012 № 626 плата за предоставление координат и высот пунктов государственных геодезических сетей не взимается.
В предоставлении материалов и данных может быть отказано в случае отсутствия в ФКГФ запрашиваемых материалов и данных.
Порядок подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных ФКГФ, содержащих сведения ограниченного распространения, или сведения, составляющие государственную тайну
1. Предоставление в пользование картографических (геодезических) материалов и данных из федерального картографо-геодезического фонда, содержащих информацию ограниченного распространения, или сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется по заявлениям органов государственной власти, органов местного самоуправления и заинтересованных юридических лиц.
2. Заявление о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, содержащих информацию ограниченного распространения или сведения, составляющие государственную тайну, представляется заявителем непосредственно в организацию-фондодержатель федерального картографо-геодезического фонда по форме заявления и составу прилагаемых к нему документов, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 02.12.2011 № 706.
3. Органам государственной власти и органам местного самоуправления материалы и данные предоставляются на основании запроса на районы и сроки использования, указанные в запросе.
4. Юридическим лицам материалы и данные предоставляются на основании запроса на районы и сроки использования, указанные в техническом задании к государственному (муниципальному) контракту или в договоре подряда на выполнение кадастровых работ.
5. Материалы и данные, содержащие информацию ограниченного распространения, юридическим лицам предоставляются на основании выписки из приказа организации о назначении работника, ответственного за учет документов с пометкой «Для служебного пользования». Материалы и данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, юридическим лицам предоставляются при наличии действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
6. Рассмотрение запроса и выдача материалов и данных (при их наличии) осуществляется организацией-фондодержателем в срок 15 календарных дней с момента получения запроса.
7. Выдача (направление) заявителю материалов и данных, содержащих информацию ограниченного распространения или сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в установленном соответствующими нормативными правовыми актами порядке.
8. В предоставлении запрашиваемых материалов и данных заявителю может быть отказано в случае отсутствия в фондах запрашиваемых материалов и данных.
Иван Еременко,
специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии
Управления Росреестра по Омской области.
|