Омский регион: электронные
услуги Росреестра в ноябре
В ноябре 2017 года в Управление Росреестра по Омской области в электронном виде поступило 3421 заявление, что на 540 заявлений больше, чем в октябре. Более чем две трети от общего количества заявлений, поступивших в ноябре, представлены в отношении объектов недвижимости, расположенных в городе Омске.
Пользователями электронных услуг Росреестра являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, нотариусы, физические и юридические лица.
Преимущества электронной регистрации
Современные технологии позволяют получать государственные услуги Росреестра быстро и доступно.
Одним из преимуществ электронной регистрации является сокращенный срок ее проведения. C 1 июля 2017 года приказом Управления Росреестра по Омской области сроки проведения государственной регистрации прав на основании заявлений о государственной регистрации прав, представленных в электронной форме, сокращены. В отношении нотариально удостоверенных документов, представленных в электронной форме, сокращенный срок государственной регистрации установлен законом и составляет всего один рабочий день, следующий за днем поступления таких документов.
Электронные сервисы на официальном сайте ведомства позволяют получать услуги Росреестра он-лайн, а также в любое время суток узнавать актуальную информацию о своей недвижимости посредством использования сервиса «Личный кабинет» на официальном сайте Росреестра по адресу: www.rosreestr.ru .
Помимо государственной регистрации прав, в электронном виде можно представить заявление на «единую» процедуру учета и регистрации прав, поставить объект недвижимости на государственный кадастровый учет, а также получить сведения из Единого государственного реестра недвижимости.
Для подачи документов на государственный кадастровый учет и регистрацию прав, запросов на выдачу сведений из Единого государственного реестра недвижимости заявителю потребуется электронная подпись.
Общедоступные сведения о любых объектах недвижимости можно узнать, не имея электронной подписи, обратившись к электронному сервису Росреестра «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».
Согласно информации, опубликованной на официальном сайте Росреестра, с 15.12.2017 сервисы получения услуг будут доступны только через Личный кабинет, который поддерживает все необходимые функции для подачи заявлений в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Для входа в Личный кабинет заявителю необходимо иметь подтверждённую учетную запись на портале госуслуг.
Получение копий правоустанавливающих документов
С 01 января 2017 года вступил в действие Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости», регламентирующий деятельность органов Росреестра по вопросам регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости.
В главе 8 названного Закона «Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (далее – ЕГРН) определены порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, и плата за предоставление таких сведений.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН.
Копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах, предоставляются только определенному кругу лиц (например: правообладателям, физическим и юридическим лицам, правоохранительным органам, судам и т.д.). Полный перечень лиц перечислен в ст.62 Закона.
В ч.1 ст.63 Закона указаны заявители, по запросам которых сведения предоставляются бесплатно, по остальным запросам информация выдается за плату.
Приказом Минэкономразвития РФ № 968 от 23.12.2015 года установлен Порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений.
Внесение платы осуществляет лицо, подавшее запрос. Одному запросу должен соответствовать один документ, подтверждающий внесение платы.
В случае если заявителем не представлялся запрос о предоставлении сведений из ЕГРН или внесена сумма в большем размере, плата подлежит возврату.
Возврат осуществляется на основании заявления плательщика или его правопреемника – на основании решения суда.
Размер платы за предоставление сведений из ЕГРН в виде копии документа определен приказом Минэкономразвития РФ от 10 мая 2016 года № 291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся Едином государственном реестре недвижимости».
Размер платы зависит от вида запрашиваемой информации, формы предоставления сведений (на бумажном носителе или в виде электронного документа), статуса заявителя (физическое или юридическое лицо).
Управление Росреестра по Омской области в настоящее время наделено полномочиями по предоставлению сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий договоров или иных документов, выражающих содержание односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме.
В соответствии с Порядком выдаются сведения, содержащиеся в ЕГРН, в виде копий помещенных в реестровое дело документов:
– выражающих содержание сделки, на основании которых в ЕГРН существуют непогашенные записи о регистрации договора (односторонней сделки) и (или) перехода права, ограничения, обременения объекта недвижимости;
– выражающих содержание сделки, на основании которых правообладателю было отказано в государственной регистрации и т.д.
Полный перечень условий, в соответствии с которым выдаются сведения, содержащиеся в ЕГРН, в виде копий, помещенных в реестровое дело, содержится в ст.21 Порядка.
Плата за предоставление копии договора или иного документа, содержащегося в реестровом деле, в виде бумажного документа составляет: для физического лица – 300 рублей, юридического лица – 950 рублей, для органа государственной власти – 300 рублей.
Для получения сведений из ЕГРН в виде копии документов необходимо обратиться с запросом в офисы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области расположенные по адресам: г. Омск, ул. Красногвардейская, 35 (тел. 24-50-14) и г. Омск, ул. Дмитриева, д.3/3 (тел. 76-20-78). Также можно обратиться в Многофункциональный центр (МФЦ). Офисы МФЦ, осуществляющие прием документов на государственную регистрацию прав, их выдачу (после проведения регистрации), а также предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, расположены в г. Омске по следующим адресам:
– в Кировском АО: ул. Революционная, д.18 и ул. 70 лет Октября, д.25, к.2);
– в Ленинском АО: ул. 9 Ленинская, д.55 «а» и ул. Вострецова, д.2;
– в Октябрьском АО: ул. Ипподромная, д.35 «а» и ул.Б.Хмельницкого, д.283/3;
– в Советском АО: пр. Мира, 114 и ул. Коммунальня, д.2/2;
– в Центральном АО: ул.Красногвардейская, д. 42 и ул.М.Жукова, д.21;
– в Омском муниципальном районе: ул. Арктическая, д.37.
В соответствии с п.38 приказа Минэкономразвития РФ от 23.12.2015 № 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН» при предоставлении запроса представителем заявителя, действующим на основании доверенности, он (заявитель) к такому запросу прилагает надлежащим образом оформленную доверенность.
Орган регистрации прав предоставляет сведения, содержащиеся в ЕГРН, в срок не более трех рабочих дней со дня получения запроса. Днем предоставления заявителю сведений в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении, считается дата подписания такого документа, указанная в качестве его реквизита.
Днем предоставления сведений посредством почтового отправления считается дата передачи почтового отправления органом регистрации прав организации почтовой связи для отправки заявителю.
В соответствии с ч.6 ст.62 Закона орган регистрации прав направляет заявителю сообщение об отказе в предоставлении запрашиваемых документов в следующих случаях:
– если обратилось ненадлежащее лицо;
– в реестровом деле отсутствует подлинный экземпляр документа, выражающего содержание сделки, в т.ч. когда подлинник данного документа признан вещественным доказательством и его выемка произведена в установленном законом порядке;
– реестровое дело (том дела) уничтожено в связи с истечением срока хранения в соответствии с порядком ведения, порядком и сроком хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость, которые утверждены приказом Росреестра от 23 декабря 2015 г. № 666;
– если отсутствует раздел ЕГРН;
– из запроса невозможно установить, копия какого документа запрашивается.
Отказ в предоставлении информации в соответствии с ч.12 ст. 62 Закона может быть обжалован в суде.
Татьяна Владимирова, заместитель начальника отдела ведения ЕГРН
Управления Росреестра по Омской области.
Порядок получения сведений в электронном виде из Единого государственного реестра недвижимости
Управление Росреестра по Омской области сообщает, что на сайте Росреестра (rosreestr.ru) доступны новые сервисы, которые позволяют получить четыре вида сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН):
-о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости,
-о содержании правоустанавливающих документов,
-о переходе прав на объект недвижимости,
-о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также кадастровый план территории.
Выписка о правах отдельного лица содержит обобщенные сведения о недвижимости на территории Российской Федерации, находящейся в собственности или ранее принадлежавшей конкретному правообладателю.
Информация, которая содержится в выписке о правах отдельного лица, а также в выписке о содержании правоустанавливающих документов, относится к сведениям ограниченного доступа. Такая выписка может быть предоставлена только правообладателям или их представителям, а также государственным органам и прочим лицам, которые имеют право на получение информации из ЕГРН ограниченного доступа.
Выписка о содержании правоустанавливающих документов содержит описание объекта недвижимости, реквизиты и содержание правоустанавливающего документа, а также дату закрытия раздела ЕГРН, содержащего сведения об объекте недвижимости, о котором запрашивается информация.
Выписка о переходе прав на объект недвижимости содержит данные о каждом из правообладателей интересующего заявителя объекта недвижимости в очередности согласно записям ЕГРП о регистрации перехода прав от одного лица к другому, а также вид зарегистрированного права каждого правообладателя.
Кадастровый план территории содержит сведения о кадастровом квартале и расположенных в нем объектах недвижимости, а также план, чертеж или схему находящихся на его территории объектов недвижимости, границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов и территориальных зон. Данная форма сведений из ЕГРН также содержит описание местоположения границ объектов недвижимости в кадастровом квартале и сведения о пунктах опорной межевой сети.
Сведения из ЕГРН по запросу, направленному посредством электронного сервиса, предоставляются в течение 3 дней. За предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с законодательством взимается плата.
Предоставление указанных сведений из ЕГРН предусмотрено вступившим в силу с 1 января 2017 г. Федеральным законом №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Для создания запроса о предоставлении сведений из ЕГРН в электронном виде необходимо на сайте Росреестра последовательно перейти по следующим вкладкам: «Деятельность» - «Оказание государственных услуг»- «Перечень оказываемых услуг» - «Предоставление сведений из ЕГРН в электронном виде». В открывшемся далее окне следует выбрать необходимый вид сведений из ЕГРН и заполнить поля в соответствии с данными вашего запроса. Обращаем внимание на выбор способа предоставления сведений.
Выписка из ЕГРН, направленная заявителю по ссылке, представляет собойэлектронный документ, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП). На самом бланке документа никаких подписей и печатей не проставляется!
Тпкже сообщаем, что для удобства пользователей и повышения доступности электронных услуг Росреестр приступил к выдаче сертификатов ЭПЦ собственного удостоверяющего центра на базе Федеральной кадастровой палаты. С помощью сертификатов электронной подписи, выданных удостоверяющим центром Росреестра, можно воспользоваться государственными услугами Росреестра и других ведомств. Офисы кадастровой палаты, где можно получить электронную подпись, расположены как в городе Омске, так и во всех муниципальных районах Омской области. Подробную информацию можно получить по телефону: (3812) 25-84-94 либо направить запрос на электронный адрес uc@55.kadastr.ru
Константин Семенов, начальник отдела ведения ЕГРН
Управления Росреестра по Омской области
ОБЗОР ПРАКТИКИ рассмотрения Управлением Росреестра по Омской области обращений (жалоб) налоговых органов на действия арбитражных управляющих по итогам 9 месяцев 2017 года
В целях реализации Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» Федеральной налоговой службой РФ и Росрегистрацией, а также их территориальными органами, подписаны соглашения об информационном обмене по вопросам представления интересов Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах банкротства.
Данные соглашения предусматривают объем и порядок взаимодействия. Так, например, налоговой службой предоставляются сведения, указывающие на ненадлежащее исполнение арбитражными управляющими своих обязанностей, возложенных Законом о банкротстве, направляются судебные акты об отстранении арбитражных управляющих, о совершении арбитражными управляющими нарушений законодательства Российской Федерации при выполнении возложенных функций, которые нанесли ущерб интересам Российской Федерации как кредитора, сведения о нарушении саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих законодательства РФ и т.д.
Управление Росреестра по Омской области (далее – Управление) как регулирующий орган, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в силу принятых на себя подписанием вышеуказанного соглашения договоренностей предоставляет Налоговой службе, в частности, сведения о судебных актах, вступивших в силу, принятых арбитражным судом по заявлениям Управления о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона банкротстве и в рамках полномочий, представленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Управление правомочно возбуждать в отношении арбитражного управляющего дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ (неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), в случае наличия поводов, установленных пунктами 1,2,3 части 1, частью 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ (непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения).
Во исполнение договоренностей, достигнутых вышеуказанными соглашениями, в адрес Управления за 9 месяцев 2017 года поступило 8 информационных писем (9 мес. 2015 г. – 15) Управления Федеральной налоговой службы по Омской области и районных налоговых инспекций, содержащих сведения о нарушениях арбитражными управляющими законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Должностные лица Управления, в компетенцию которых входит осуществление контрольно-надзорных функций, рассмотрев поступившую информацию, приняли в отчетном периоде ряд действий и решений:
- возбуждено 4 дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которых составлен 1 протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, который вместе с заявлением направлен на рассмотрение в Арбитражный суд Омской области, по остальным трем - проводятся административные расследования. По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления Управления решением Арбитражного суда Омской области арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 25 000 рублей;
- даны 2 ответа-разъяснения;
- 2 из поступивших информационных писем на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ присоединены к ранее возбужденным делам об административном правонарушении, по результатам составлены протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, которые вместе с заявлениями направлены на рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Несмотря на сокращение объема информационного обмена между налоговой службой и Управлением, количество возбужденных должностными лицами Управления дел об административном правонарушении и проведенных административных расследований остается на уровне предыдущих периодов.
Необходимо отметить, что в настоящее время в целях взаимодействия по вопросам, касающимся контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, представления интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, осуществления полномочий, предоставленных КоАП РФ, Росреестром совместно с Федеральной налоговой службой разрабатывается проект нового соглашения.
Наталья Яценко, главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Омской области
Возврат платежа за предоставление
сведений из ЕГРН
В соответствии с законодательством Российской Федерации за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), взимается плата.
Приказом Минэкономразвития РФ № 967 от 23.12.2015 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации» установлен порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений.
Согласно данному порядку внесенная плата подлежит возврату:
– полностью в случае, если заявителем не представлялся запрос о предоставлении сведений из ЕГРН;
– в случае внесения платы в большем размере, чем предусмотрено частью 2 статьи 63 Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.
Возврат платежа осуществляется на основании заявления плательщика или его правопреемника (заявление о возврате платежа) либо на основании решения суда.
В заявлении о возврате платежа указываются уникальный идентификатор начисления, банковские реквизиты, необходимые для возврата платежа лицу, подавшему такое заявление, а также фамилия, имя, отчество, СНИЛС или реквизиты документа, удостоверяющего личность, – для физического лица.
Для юридического лица – необходимо указать: наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП), основной государственный регистрационный номер (ОГРН), лицевой или банковский счет, наименование банка получателя, корреспондентский счет банка.
Обязательным для всех категорий плательщиков является указание реквизитов документа, подтверждающего перечисление платежа (дата, номер), размер внесенной платы за предоставление сведений из ЕГРН, а также почтовый адрес или адрес электронной почты заявителя.
Форма заявления о возврате платежа законодательством не установлена.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, в виде выписки из ЕГРН или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.
По форме выписка может быть предоставлена в виде:
– уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений;
– решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений.
Такие выписки выдаются в случае, если в ЕГРН отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, уведомление об отсутствии сведений в ЕГРН и решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений являются таким же результатом оказания государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, как и выписка или иной документ, в виде которого предоставлены сведения.
Следовательно, при получении уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений или решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, плата возврату не подлежит.
Наталья Рудзеева, главный специалист-эксперт Омского отдела
Управления Росреестра по Омской области,
государственный регистратор.
Единый государственный реестр недвижимости
С января 2017 года правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) претерпели существенные изменения. Это связано с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), который регламентирует процедуру регистрации прав на недвижимые объекты.
Закон о регистрации регулирует отношения в связи с осуществлением на территории России государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также вопросы по ведению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН.
С января 2017 года такое понятие как ЕГРП утратило силу, так как система кадастрового учета объектов недвижимости и регистрации прав на эти объекты предусматривает ведение новой федеральной базы данных, а именно – ведение ЕГРН.
По своей сути, оба указанных реестра (прежний и нынешний) содержат сходное содержание, однако состав сведений ЕГРН существенно шире.
ЕГРН – это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных Законом о регистрации сведений.
В структуру единой базы данных ЕГРН включены несколько самостоятельных реестров:
– реестр объектов недвижимости;
– реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества;
– реестр сведений о границах зон;
– реестровые дела;
– кадастровые карты;
– книги учета документов.
Информация на один и тот же объект может вноситься в содержание различных реестров ЕГРН, однако при оформлении выписки по запросу граждан вся информация будет представлена в виде единого документа.
В целях реализации Закона о регистрации был издан приказ Минэкономразвития РФ от 16.12.2015 № 943 (далее – Приказ), который устанавливает правила и порядок ведения реестра, а также детально описывает процедуру внесения любых записей в ЕГРН.
Действующая редакция Приказа вступила в силу одновременно с Законом о регистрации. Приказом утверждены:
– порядок ведения ЕГРН;
– форма специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки;
– состав сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требования к заполнению данной надписи, а также требования к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме;
– порядок изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки.
Как и ранее действовавший реестр (ЕГРП), новый базовый информационный ресурс (ЕГРН) содержит исчерпывающий перечень сведений по каждому объекту недвижимого имущества:
– основания для регистрации права собственности, а также ряды иных вещных прав;
– содержание и формы собственности (долевая, совместная, личная);
– наличие или отсутствие зарегистрированных ограничений в отношении объекта недвижимости (например, залог);
– сведения о зарегистрированных переходах прав на объекты;
– личные данные каждого обладателя прав;
– технические и качественные характеристики имущества.
В состав ЕГРН теперь включены сведения, ранее не содержавшиеся в ЕГРП:
– кадастровые схемы и планы;
– картографические измерения;
– дополнительные сведения кадастрового учета.
Такая информация ранее вносилась в ГКН (Государственный кадастр недвижимости), который существовал параллельно с ЕГРП.
Большинство указанных сведений поступают в ЕГРН по итогам проведения процедуры кадастрового учета. Такой учет в обязательном порядке проводится в отношении каждого вновь возведенного или сформированного объекта недвижимости.
Хотелось бы обратить внимание на ряд общедоступных сведений, которые размещаются на Публичной карте. Названный электронный ресурс содержит данные по объектам, прошедшим кадастровый учет, а по мере обновления информации, происходит актуализация Публичной карты.
На публичных кадастровых картах воспроизводятся общедоступные кадастровые сведения о границах (в том числе земельных участков, территориальных зон, особых экономических зон), контурах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, а также кадастровые номера и сведения о форме собственности объектов недвижимости, сведения о кадастровой стоимости, площади земельных участков и зданий, основные характеристики сооружений и их значения, основные характеристики объектов незавершенного строительства и их проектируемые значения, виды разрешенного использования земельных участков, назначение зданий, сооружений, проектируемое назначение объектов незавершенного строительства и другие сведения.
С января 2017 года государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН, а проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок - посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.
Преимуществами создания и внедрения единого реестра недвижимости являются:
– упрощение процедуры постановки объектов на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав. В связи с чем, сокращены и сроки проведения учетно-регистрационных действий;
– доступность получения сведения из ЕГРН. Основная информация по объектам недвижимости находится в открытом доступе и ее может получить любое заинтересованное лицо в виде выписки из ЕГРН;
– актуальность публичных сведений;
– а также система многофункциональных центров, которые позволяют получать государственные услуги наиболее удобным для граждан способом (собственник может представить документы в любое отделение МФЦ на территории России, чтобы оформить право на недвижимое имущество, удаленное от места его проживания, а также совершать иногородние сделки по обмену, купле-продаже, сделки с условием и одновременной регистрации нескольких объектов недвижимости).
Создание единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости позволяет снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям.
Вера Игуминова, главный специалист-эксперт
отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Омской области, государственный регистратор.
Качество данных Федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра недвижимости
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) и единой учетно-регистрационной процедуры. В состав ЕГРН вошли сведения, содержавшиеся в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН) и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП). ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
–реестра объектов недвижимости;
–реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества;
–реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий;
–реестровых дел;
–кадастровых карт;
–книг учета документов.
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами уделяется особое внимание качеству сведений ЕГРН.
При сопоставлении и вводе сведений об объектах недвижимости, содержащихся в ЕГРП и ГКН, были выявлены разного вида ошибки. Причины появления ошибок заключались в том, что источники часто содержат разрозненные данные в различном представлении.
В Управлении Росреестра по Омской области (далее – Управление), совместно с филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской была (далее – Филиал) проведена работа по верификации и гармонизации данных ЕГРП и ГКН, обеспечивающая качество, в том числе целостность, соответствие и сопоставимость данных об объектах недвижимости.
В целях обеспечения качества сведений информационного ресурса Управлением совместно с Филиалом разработан комплексный план мероприятий, направленных на повышение качества сведений об объектах недвижимого имущества, правообладателях, о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав, содержащихся в ЕГРН (далее – План).
Планом предусмотрены следующие мероприятия, направленные на повышение качества данных ЕГРН:
–осуществление контроля и мониторинга качества данных ЕГРН;
–обеспечение межведомственного информационного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления по наполнению ЕГРН актуальными сведениями об объектах недвижимого имущества осуществляемого в порядке статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
–информационный обмен с Управлением ФНС России по Омской области по передаче в налоговый орган актуальных и качественных сведений ЕГРН по объектам недвижимости и правообладателям;
–уточнение характеристик объектов недвижимости.
Для обеспечения качества данных ЕГРН специалистами Управления и Филиала была создана рабочая группа по повышению и обеспечению качества данных Единого государственного реестра недвижимости.
Ежедневно специалистами отдела повышения качества данных ЕГРН Управления проводится работа по верификации сведений ЕГРН, в том числе по исправлению ошибок, проведению постоянного мониторинга и анализа появления новых технических ошибок в сведениях ЕГРН об объектах недвижимости. Данные работы также проводятся по письменным обращениям заявителей, по личному приему заявителей.
Ежедневно специалистами Управления и Филиала проводится анализ сведений об объектах недвижимости, которым был присвоен статус «актуальные незасвидетельствованные». Данный статус присваивается объектам недвижимости, которые внесены в ГКН и в отношении которых в ЕГРП не вносились изменения в связи с необходимостью соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований для их изменения и отсутствии такого подтверждения.
Также ведется работа по выявлению и устранению дублирующихся объектов недвижимости.
При выявлении каких-либо разночтений в сведениях ЕГРН об объектах недвижимости (площадь, этаж, адрес или другие характеристики ОН) проводится заседание рабочей группы по повышению и обеспечению качества данных ЕГРН. После принятия решения на основании протокола заседания рабочей группы по повышению и обеспечению качества данных ЕГРН вносятся изменения в сведения ЕГРН об объекте недвижимости.
Таким образом, верификация данных ЕГРН – это большая, серьезная и очень трудоемкая работа, направленная на повышение качества содержащихся в информационном ресурсе сведений в отношении земельных участков и объектов капитального строительства. Наличие в информационном ресурсе полных, непротиворечивых данных об объектах недвижимости и их правообладателях обеспечит оптимальные и комфортные условия предоставления услуг потребителю.
Елена Бондарь, главный специалист отдела повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Омской области.
Информация по реализации показателей «дорожной карты» в межмуниципальном Тюкалинском отделе (Крутинский район)
06.12.2017г. в целях реализации «дорожных карт» в офисе Межмуниципального Тюкалинского отдела (Крутинский район) состоялась встреча за «круглым столом» референтных групп, присутствовали специалисты Администрации Крутинского городского поселения, специалист ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, специалист МФЦ, специалист Межмуниципального Тюкалинского отдела Управления Росреестра по Омской области.
Вела «круглый стол» специалист-эксперт межмуниципального отдела Должина О.И.
Обсуждались вопросы и проблемы, возникающие при осуществлении учетно-регистрационных действий по внедрению целевых моделей «Регистрация права собственности объектов недвижимости» и «Постановка на кадастровый учет объектов недвижимости», утвержденных Первым заместителем правительства Омской области А.А. Новосёловым 22.02.2017г. В целом в отделе достигнуты показатели, определенные Планом мероприятий. Так, срок постановки на государственный кадастровый учет не превышает 5 рабочих дней, срок государственной регистрации составляет 5-7 рабочих дней. Так же в отделе ведётся ежедневная работа по снижению количества решений о приостановлении и отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав.
Регистрация прав и кадастровый учет, которые выполняет Росреестр, являются завершающими этапами в цепочке по оформлению недвижимости и напрямую зависят от качества и сроков подготовки документов на предшествующих этапах. И поэтому, что бы достичь более высоких целевых показателей нужно, чтобы все присутствующие слаженно и качественно выполняли свою работу на определённом этапе, который непременно связан с их деятельностью.
Таким образом, присутствующие высказались по поводу, того, что нужно решение проблеем, возникающих при осуществлении учетно-регистрационных действий, обсуждать на «круглых столах» не менее одного раза в квартал и по необходимости встречаться чаще, если возникнут вопросы.
Специалист-эксперт межмуниципального Тюкалинского отдела Должина О.И.
|