Число электронных заявлений, поступивших на регистрацию прав в Омский Росреестр, выросло почти в семь раз
В первые три месяца 2018 года в Управление Росреестра по Омской области в электронном виде поступило почти 8700 заявлений на государственную регистрацию прав, что в почти в семь раз превысило количество электронных заявлений представленных на регистрацию прав в первом квартале 2017 года (1276 заявлений) и всего в 2,3 раза меньше, чем представлено таких заявлений за весь прошедший 2017 год (около 20 000 заявлений).
Указанные цифры свидетельствуют о растущей популярности электронного способа подачи заявлений у жителей Омской области и о доступности электронных услуг Росреестра, популяризация и развитие которых являются одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра.
Ознакомиться с информацией об электронных услугах и сервисах Росреестра и получить услуги в электронном виде можно на официальном сайте Росреестра по адресу www.rosreestr.ru.
Для удобства пользователей на официальном сайте Росреестра создан и функционирует электронный сервис «Личный кабинет правообладателя», с помощью которого можно не только подать заявления в электронной форме на получение основных государственных услуг Росреестра, в том числе на государственную регистрацию прав, но и получить актуальную информацию о своем недвижимом имуществе, причем, оно может находиться как в Омской области, так и в любом другом регионе нашей страны.
Омичи и жители нашего региона могут воспользоваться электронными услугами и сервисами Росреестра в любом месте, где есть подключение к интернету, в том числе мобильному.
Юлия Швецова, заместитель начальника отдела
государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра
по Омской области, государственный регистратор.
Подача документов на госрегистрацию недвижимости.
Новый порядок
Самые распространенные вопросы, задаваемые гражданами информатору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области: «Где можно подать документы на государственную регистрацию? Где оформить заявление на получение сведений из Единого государственного реестра прав (ЕГРН)?».
Ответим на эти вопросы, поскольку необходимость получения государственных услуг Росреестра может возникнуть у каждого из нас но, как показывает практика, далеко не все граждане об этом знают.
В свое время законодатель исходил из того, что подавать документы в любые органы власти удобнее посредством «единого окна». В результате созданные на территории России многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в настоящее время принимают заявления почти на 250 услуг, оказываемых различными организациями. Подача документов на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости, государственную регистрацию права собственности на эти объекты, выдачу информации из ЕГРН – также является прерогативой МФЦ.
Нужно сказать, что до 01.01.2018 заявления на государственную регистрацию принимались не только в офисах МФЦ, но и филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Омской области (далее –
Кадастровая палата). Однако в связи с плановым закрытием окон приема документов Кадастровая палата сегодня принимает только заявления по объектам недвижимости, расположенным в других субъектах Российской Федерации. Именно Кадастровая палата наделена полномочиями по экстерриториальному приему документов на территории омского региона. В случае необходимости подачи заявлений по таким объектам недвижимости нужно обращаться по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 35.
При необходимости подать заявление на любое регистрационное действие по распоряжению объектом недвижимости, расположенным в омском регионе, необходимо собрать соответствующий пакет документов и обратиться в ближайший офис МФЦ. На территории Омской области действует 46 таких офисов, и их количество постоянно растет, что обеспечивает доступность услуг по государственной регистрации прав на объекты недвижимости и их кадастровому учету.
На территории города Омска действуют 15 офисов МФЦ:
В Кировском округе города Омска офисы расположены по адресам:
1. Ул. 70 лет Октября, д. 25, корпус 2;
2. Ул. Комарова, д. 11/1;
3. Ул. Дмитриева, д. 5/3.
4. Ул. Революционная, д. 18.
В Ленинском округе Омска:
1. По ул. 9-я Ленинская, д. 55а;
2. По ул. Мишина, д. 8.
В Октябрьском округе:
1. По ул. Ипподромная, д. 35а;
2. По ул. Богдана Хмельницкого, д. 283/3;
3. По ул. 3-я Железнодорожная, д. 13.
В Советском округе:
1. По пр. Мира, д. 114;
2. По ул. Коммунальная, д. 2/2.
В Центральном округе города Омска офисы находятся по адресам:
1. Ул. Красногвардейская, д. 42
2. Ул. Маршала Жукова, д. 21( 4 этаж)
3. Ул. Чкалова, д. 25
Офис Омского муниципального района также расположен на территории города по адресу: ул. Арктическая, д. 37.
На территории Омской области находится 31 офис МФЦ:
1. Село Азово, пл. Возрождения, д.3;
2. Рабочий поселок Полтавка, ул. 1-я Восточная, д.2;
3. Рабочий поселок Шербакуль, пл. Гуртьева, д. 60;
4. Село Одесское, ул. Ленина, д. 41;
5. Поселок Горьковское, ул. Ленина, д. 13А;
6. Село Седельниково,ул. 40 лет ВЛКСМ, д.2Б;
7. Село Нижняя Омка, ул. Ленина, д.83;
8. Рабочий поселок Муромцево, ул. Красноармейская, д.1;
9. Село Знаменское, ул. Пролетарская, д. 2Б;
10. Рабочий поселок Тевриз, ул. Советская, д.10;
11. Село Усть-Ишим, ул. Горького, д. 3А;
12. Город Калачинск, ул. Ленина, д. 49;
13. Рабочий поселок Черлак, ул. Мельникова, д. 98;
14. Рабочий поселок Оконешниково, ул. Гагарина, д. 34;
15. Рабочий поселок Кормиловка, ул. Ленина, д.47;
16. Рабочий поселок Москаленки, ул. Комсомольская, д. 72;
17. Рабочий поселок Любинский, ул. Почтовая, д. 8А;
18. Рабочий поселок Марьяновка, ул. Ленина, д. 6;
19. Город Называевск, ул. Пролетарская, д. 66;
20. Поселок городского типа Крутинка, ул. Кооперативная, д. 15;
21. Город Исилькуль, ул. Коммунистическая, д. 14;
22. Рабочий поселок Нововаршавка, ул. Красный Путь, д. 57;
23. Русско-Полянский район, село Солнечное, ул. Совхозная, д. 61;
24. Рабочий поселок Павлоградка, ул. Зеленая, д. 10;
25. Рабочий поселок Таврическое,ул. Ленина, д. 51А;
26. Город Тара, ул. Ленина, д. 68Б;
27. Рабочий поселок Большеречье, ул. Советов, д. 52;
28. Рабочий поселок Саргатское, ул. Октябрьская, д. 12 А;
29. Город Тюкалинск, ул. Ленина, д. 9;
30. Село Большие Уки, ул. Ленина, д. 6;
31. Село Колосовка, ул. Кирова, д. 1.
Таким образом, если есть необходимость зарегистрировать право собственности на объект недвижимости, находящийся на территории Омской области, поставить этот объект на кадастровый учет, снять объект с кадастрового учета, а также запросить сведения из ЕГРН по объекту недвижимости, расположенному в любом регионе Российской Федерации, можно обратиться в любой офис МФЦ омского региона независимо от местонахождения данного объекта недвижимости.
В случае оформления права собственности, ограничения (обременения) права на объект, постановки объекта, находящегося на территории другого субъекта Российской Федерации, на кадастровый учет, нужно обращаться с пакетом документов в Кадастровую палату по вышеуказанному адресу.
Прием документов во всех офисах МФЦ и Кадастровой палате осуществляется по «живой очереди».
Для предварительной записи на прием документов для проведения государственной регистрации права и постановки на кадастровый учет в офисах МФЦ необходимо позвонить по телефону справочно-консультационной службы (т. 37-40-09). В каждом округе города также имеется свой номер телефона, по которому можно предварительно записаться на прием: Центральный административный округ – 37-16-63, Ленинский – 99-96-30, Октябрьский – 95-55-73, Кировский – 72-03-57, Советский – 95-77-53.
Для удобства заявителей в офисах МФЦ реализована возможность выездного приема – специалисты выезжают по месту требования. Отдельные категории заявителей могут воспользоваться данной услугой бесплатно, для остальных граждан выездной прием осуществляется на возмездной основе. Оформить заявку для получения услуги в МФЦ по г. Омску можно по телефону (8 (3812) 22-23-54) или у информатора – при личном обращении в офис МФЦ.
Наталья Абдуразакова, заместитель начальника отдела ведения ЕГРН
Управления Росреестра по Омской области.
ПЕРЕПЛАНИРОВКА ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИЯ:
ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ
«Квартира моя, балконы тоже. Что хочу, то и делаю!» - рассудил как-то рассудил собственник квартиры в многоквартирном жилом доме. И объединил имевшиеся в квартире балконы с кухней и комнатой. Пострадали при этом и внешние стены дома, часть которых в виде подоконного пространства, были попросту удалены. В свою очередь собственники квартир в доме потребовали от предприимчивого жильца привести все в прежнее состояние. Кто прав в данной ситуации?
В настоящее время вопрос присоединения лоджии или балкона к квартире стоит остро. С одной стороны, видится, что это отличный способ увеличить жилое пространство, сделать его более светлым и просторным, с другой стороны, работы по перепланировке помещения могут нарушить права иных собственников квартир в многоквартирном доме.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, которые требуют внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения – изменение конфигурации помещения, также требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Кроме того, перепланировка (переустройство) жилого помещения регламентирована постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Постановление 170), устанавливающим:
– переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются;
– перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается;
– запрещается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы;
– запрещается использование балконов, эркеров и лоджий не по назначению, размещение на них громоздких и тяжелых вещей, их захламление и загрязнение.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому в том числе относятся несущие конструкции дома, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции, т.е. при наличии стопроцентного согласия.
Согласно пункту 2 раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме («Определение состава общего имущества»), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Реконструкцией в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) признается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций названного объекта, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Таким образом, если собственник квартиры желает улучшить свои жилищные условия путем присоединения к квартире балкона, он должен заручиться согласием всех собственников квартир многоквартирного жилого дома и обратиться в орган, уполномоченный законодателем принять решение о выдачи разрешения на проведения реконструкции объекта капитального строительства.
Аналогичный порядок действует в случае перевода жилого помещения в нежилое, когда в результате проводимых строительных работ возводится крыльцо на земельном участке, являющимся общим имуществом собственников квартир в многоквартирном доме, проводятся иные работы, в результате которых уменьшается размер общего имущества, затрагиваются несущие конструктивные элементы дома, ограждающие конструкции дома при оборудовании отдельного входа на месте оконного проема и (или) балкона (лоджии).
В городе Омске разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства выдается Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в порядке, установленном ст.51 ГрК РФ. После окончания реконструкции такой объект вводится в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в порядке, установленном ст.55 ГрК РФ, Департаментом строительства Администрации г. Омска.
Вместе с тем, разрешение на перепланировку (переустройство) жилого помещения в городе Омске, принятие в эксплуатацию перепланированного (переустроенного) жилого помещения выдается администрациями административных округов города.
При проведении перепланировки (переустройства) жилого помещения в орган, осуществляющий государственную регистрацию, представляется заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений об объекте недвижимого имущества и технический план объекта недвижимого имущества в электронном виде. Государственная пошлина не взимается.
В случае реконструкции объекта недвижимого имущества на государственную регистрацию представляется заявление о государственной регистрации права собственности, заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений об объекте недвижимого имущества и технический план объекта в электронном виде. За государственную регистрацию права собственности взимается государственная пошлина в размере, установленном статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Если с заявлением обращается гражданин, пошлина составляет 2000 рублей, если заявление представляется организацией – государственная пошлина составляет 22000 рублей.
Елена Безъязыкова, главный специалист-эксперт
отдела государственной регистрации недвижимости Управление Росреестра по Омской области, государственный регистратор.
Лесная амнистия. Как оформить землю под домом
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. При этом каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель. Однако применительно к землям лесного фонда данный принцип соблюдался не в полной мере.
Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", известный как закон «О лесной амнистии» вступил в силу 11 августа 2017 года.
Данный закон регулирует вопрос о порядке устранения пересечений границ земельных участков лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий, определяет механизм по устранению противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части принадлежности земельных участков к определенной категории. Также решается вопрос об устранении пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон. Кроме того, положения нового закона направлены и на решение проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде.
Рассмотреть подробно все описанные в законе ситуации не представляется возможным, остановимся на тех, которые актуальны для граждан.
Например, правообладатель приобрел земельный участок по договору купли-продажи, построил на нем дом, баню, гараж. При проведении кадастровых работ было выявлено пересечение границ земельного участка, принадлежащего правообладателю, с границами лесного участка и установлено, что земельный участок частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса. Поскольку участок отнесен к категории "земли населенных пунктов", его разрешенное использование – "индивидуальное жилищное строительство", права на него возникли до 1 января 2016, соответственно, выявленное пересечение границ этого участка с границами лесного участка в соответствии с «лесной амнистией» не является препятствием для осуществления кадастрового учета изменений на уточняемый земельный участок. Вместе с тем, правообладатель получил возможность поставить на кадастровый учет созданные на этом земельном участке объекты недвижимости и зарегистрировать свои права на них.
Другая ситуация: когда на земельные участки зарегистрированы права собственности до 2006 года. Сведения о границах данных земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости в 2009 году. Однако в ходе проведения кадастровых работ в 2013 году была выявлена реестровая ошибка в установлении границ вышеуказанных земельных участков. В исправлении данной ошибки органом кадастрового учета было отказано в связи с тем, что выявлено пересечение установленных ранее границ с границами лесных участков. До вступления в силу закона 280-ФЗ решение вопроса не регулировалось нормами действующего законодательства. И только после вступления его в силу представилось возможным внести сведения о границах принадлежащих заявителям на праве собственности земельных участков в ЕГРН и исключить сведения о пересечении границ.
Ситуаций, когда при наложении планов участков, выданных на законных основаниях, на публичную кадастровую карту обнаруживается, что их территории пересекаются, а многие полностью находятся на территории лесного хозяйства, множество.
Реализация 280-ФЗ на практике начала осуществляться с первых дней вступления его в силу на основании заявлений правообладателей. Например, по состоянию на 01 января 2018 года Управлением Росреестра по Омской области рассмотрено 41 заявление правообладателей земельных участков, расположенных в Омском муниципальном районе, об осуществлении учетно-регистрационных действий, подпадающих под действие статьи 60.2 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости». По всем заявлениям приняты положительные решения.
На сегодняшний день применение норм закона «О лесной амнистии» набирает обороты. Возможность устранения пересечения границ лесных участков с земельными участками иных категорий позволяет гражданам реализовать свои права в упрощенном порядке. Ведь до недавнего времени, суды были единственным местом решения подобных земельных споров.
Для граждан-заявителей важно понимать, какие участки попадают под «лесную амнистию».
Во-первых, это участки, предоставленные гражданам до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
Такой участок может находиться в границах земель лесного фонда по данным лесного реестра и даже может иметь категорию «земли лесного фонда», указанную в кадастровом паспорте и свидетельстве о праве собственности. «Лесная амнистия» позволяет присвоить таким участкам категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».
При этом не имеет значения, когда возникло право на данный участок у его последнего законного владельца, главное, чтобы первичный землеотвод состоялся до 08.08.2008. Вместе с тем, не важно: имеются ли на участке постройки и зарегистрированы ли права на них, а также указана ли в правоустанавливающих документах, кадастровом паспорте или свидетельстве о праве собственности (договоре аренды) категория «земли лесного фонда».
Во-вторых, это участки и земли, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрировано до 01.01.2016. Образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под такими объектами теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Одновременно с этим, законом не урегулирована ситуация оформления прав на ранее образованные и состоящие на кадастровом учете участки под зданиями, отнесенные к категории земель лесного фонда. Из чего следует, что изменение категории таких участков на основании норм «лесной амнистии» не предполагается. Исключением являются участки, попадающие в границы населенных пунктов, которые подлежат созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти.
Нельзя будет оформить участок даже по "лесной амнистии", если он относится к категории земель промышленности, транспорта, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, землям оборонного или иного «специального назначения», землям, задействованным для обеспечения космической деятельности, если на таких участках больше нет зарегистрированных объектов недвижимости.
Кроме того, Закон не работает в отношении земель сельскохозяйственного назначения, если уполномоченный орган по надзору за использованием земель получил достоверную информацию об эксплуатации этого участка с нарушением российских законов или вовсе не по назначению.
Закон «О лесной амнистии» позволяет узаконить участки добросовестным приобретателям. Владельцам же незаконно захваченных территорий либо полученных с нарушениями лесного законодательства оформить свое право по-прежнему будет возможно только на основании судебного акта.
Наряду с этим, закон «О лесной амнистии» предусматривает возврат прав на объекты недвижимости, утраченные на основании вступивших в силу судебных актов. Так, в соответствии с пунктом 5 ст. 10 закона №280-ФЗ граждане могут предъявить иски о признании права собственности на объекты недвижимости, ранее утраченные по судебным актам в связи с тем, что данные объекты были построены с нарушением лесного законодательства. Данная норма открывает не только массу возможностей, но и вызывает множество вопросов.
«Лесная амнистия», несомненно, дает возможность добросовестным приобретателям зарегистрировать право собственности на земельные участки, уточнить и внести сведения об их границах в Едином государственном реестре недвижимости. Главное, не упустить данный шанс и воспользоваться упрощенной процедурой своевременно.
Динара Галиаскарова, начальник Омского отдела Управления Росреестра
по Омской области, государственный регистратор.
О ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в Управлении Росреестра по Омской области
Как возник государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства? Вся документация по межеванию земель хранилась в тщательно оберегаемых архивах еще в дореволюционной России. Главной его функцией являлось документальное обеспечение права частной собственности на землю как основы существующего в России государственного строя. Поэтому к документам архива часто обращались землевладельцы.
В настоящее время подобный архив имеет наименование «Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства» (далее – Фонд данных). Правовая база ведения Фонда данных представлена в первую очередь нормами Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». В соответствии со статьей 24 Закона о землеустройстве на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства формируется Фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Источником формирования Фонда данных является землеустроительная документация, геодезическая и картографическая продукция, которая изготавливается при проведении землеустройства. Пополняется Фонд данных за счет того, что лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в названный фонд. Это установлено Законом «О землеустройстве». Землеустроительная документация, включенная в Фонд данных, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.
Деятельность по ведению государственного фонда данных осуществляется в соответствии с требованиями административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.11.2006 № 376 (далее – Регламент).
Согласно Регламенту, к документам Фонда данных относятся:
· материалы геодезических и картографических работ (карты по районам и сельскохозяйственным предприятиям Омской области);
· материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
· тематические карты и атласы состояния и использования земель;
· схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации;
· схема землеустройства муниципальных образований и населенных пунктов;
· схемы использования и охраны земель;
· проекты территориального землеустройства;
· материалы межевания объектов землеустройства;
· карты (планы) объектов землеустройства;
· проекты внутрихозяйственного землеустройства;
· проекты улучшения сельскохозяйственных угодий;
· проекты освоения новых земель;
· проекты рекультивации нарушенных земель;
· проекты защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Также в Фонде данных содержатся землеустроительные дела по межеванию земельных участков, которые были подготовленные до 1 января 2009 года, то есть пока не были установлены требования к документам о межевании земельных участков (до вступления в силу приказа Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»).
В Омской области полномочия по исполнению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» возложены на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и его территориальные отделы (далее – Управление).
Указанная государственная услуга предоставляется в соответствии с территориальным распределением подразделений Управления Росреестра по Омской области, а именно: по г. Омску документы Фонда данных предоставляются отделом землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления; по районам и городам Омской области – территориальными отделами Управления, которые имеются в каждом районе Омской области.
Фонд данных Управления на сегодняшний день составляет более 188 тыс. документов.
Пополнение Фонда данных в течении последних лет осуществлялось за счет передачи кадастровыми инженерами и организациями, занимающимися землеустроительными работами, землеустроительных дел по описанию границ населенных пунктов Омской области, границ зон с особыми условиями использования, границ земель, резервируемых для муниципальных нужд, границ территориальных зон, проектов рекультивации нарушенных земель и других материалов.
На начало 2016 года Фонд данных насчитывал 121 дело по описанию границ населенных пунктов, выполненных на основании утвержденных генеральных планов различных поселений Омской области. В 2016 году в Фонд данных поступило 16 дел по описанию границ населенных пунктов. На конец 2017 года в Фонд данных принято 14 дел по описанию границ населенных пунктов.
Кроме того, в Фонде данных хранятся очень востребованные кадастровыми инженерами геодезические и картографические материалы. Управление располагает ортофотопланами с зарамочным оформлением масштаба 1:2 000 на 32 кадастровых района Омской области и ортофотопланами с зарамочным оформлением масштаба 1:10 000 на межселенную территорию 11 муниципальных районов, которые создавались в рамках государственных контрактов в целях создания картографической основы для ведения государственного кадастра недвижимости.
Подчеркнем, что данные Фонда востребованы и используются различными организациями, кадастровыми инженерами, а также органами местного самоуправления при разработке генеральных планов и правил землепользования и застройки и другими заинтересованными лицами.
Отмечается увеличение обращений заинтересованных лиц за документами из Фонда данных (в 2017 году поступило 4846 заявлений, в 2016 – 4606 заявлений).
Ирина Фомина, специалист-эксперт отдела
землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости,
геодезии и картографии Управления Росреестра по Омской области.
ПЕРЕПЛАНИРОВКА ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИЯ:
ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ
«Квартира моя, балконы тоже. Что хочу, то и делаю!» - как-то рассудил собственник квартиры в многоквартирном жилом доме. И объединил имевшиеся в квартире балконы с кухней и комнатой. Пострадали при этом и внешние стены дома, часть которых в виде подоконного пространства была попросту удалена. В свою очередь собственники квартир в доме потребовали от предприимчивого жильца привести все в прежнее состояние. Кто прав в данной ситуации? В настоящее время вопрос присоединения лоджии или балкона к квартире стоит остро. С одной стороны, видится, что это отличный способ увеличить жилое пространство, сделать его более светлым и просторным, с другой стороны, работы по перепланировке помещения могут нарушить права иных собственников квартир в многоквартирном доме. Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, которые требуют внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения – изменение конфигурации помещения, также требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Кроме того, перепланировка (переустройство) жилого помещения регламентирована постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Постановление 170), устанавливающим: – переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются; – перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается; – запрещается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы; – запрещается использование балконов, эркеров и лоджий не по назначению, размещение на них громоздких и тяжелых вещей, их захламление и загрязнение. Вместе с тем, в соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому в том числе относятся несущие конструкции дома, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции, т.е. при наличии стопроцентного согласия. Согласно пункту 2 раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме («Определение состава общего имущества»), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции). Реконструкцией в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) признается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций названного объекта, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Таким образом, если собственник квартиры желает улучшить свои жилищные условия путем присоединения к квартире балкона, он должен заручиться согласием всех собственников квартир многоквартирного жилого дома и обратиться в орган, уполномоченный законодателем принять решение о выдачи разрешения на проведения реконструкции объекта капитального строительства. Аналогичный порядок действует в случае перевода жилого помещения в нежилое, когда в результате проводимых строительных работ возводится крыльцо на земельном участке, являющимся общим имуществом собственников квартир в многоквартирном доме, проводятся иные работы, в результате которых уменьшается размер общего имущества, затрагиваются несущие конструктивные элементы дома, ограждающие конструкции дома при оборудовании отдельного входа на месте оконного проема и (или) балкона (лоджии). В городе Омске разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства выдается Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в порядке, установленном ст.51 ГрК РФ. После окончания реконструкции такой объект вводится в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в порядке, установленном ст.55 ГрК РФ, Департаментом строительства Администрации г. Омска. Вместе с тем, разрешение на перепланировку (переустройство) жилого помещения в городе Омске, принятие в эксплуатацию перепланированного (переустроенного) жилого помещения выдается администрациями административных округов города. При проведении перепланировки (переустройства) жилого помещения в орган, осуществляющий государственную регистрацию, представляется заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений об объекте недвижимого имущества и технический план объекта недвижимого имущества в электронном виде. Государственная пошлина не взимается. В случае реконструкции объекта недвижимого имущества на государственную регистрацию представляется заявление о государственной регистрации права собственности, заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений об объекте недвижимого имущества и технический план объекта в электронном виде. За государственную регистрацию права собственности взимается государственная пошлина в размере, установленном статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Если с заявлением обращается гражданин, пошлина составляет 2000 рублей, если заявление представляется организацией – государственная пошлина составляет 22000 рублей. Елена Безъязыкова, главный специалист-эксперт отдела государственной регистрации недвижимости Управление Росреестра по Омской области, государственный регистратор.
|