Электронные услуги Росреестра в 2019 году
Развитие электронных услуг является одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра. На сегодняшний день электронными услугами Росреестра в нашем регионе пользуется широкий круг лиц – это физические лица, нотариусы, органы государственной власти и органы местного самоуправления, банки и иные кредитные организации, застройщики и юридические лица – правообладатели объектов недвижимости.
Широкая целевая аудитория пользователей электронных услуг говорит о популярности электронного способа подачи заявлений у жителей Омской области, о доступности электронных услуг Росреестра и о преимуществе электронного способа подачи заявления перед бумажным способом представления документов посредством посещения офиса МФЦ.
Дальнейшему развитию и продвижению электронных услуг Росреестра будут способствовать вступающие в силу с 01.02.2019 положения Федерального закона от 03.08.2018 N 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым с указанной даты нотариусы после удостоверения договоров, на основании которых возникают права на недвижимость, и после выдачи свидетельств, устанавливающих права на недвижимость, будут обязаны представлять в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр.
Ознакомиться с информацией об электронных услугах и сервисах Росреестра можно на официальном сайте Росреестра по адресу www.rosreestr.ru. Получить услуги Росреестра в электронном виде можно посредством использования электронного сервиса «Личный кабинет», расположенного на главной странице официального сайта, либо путем использования веб-сервисов ведомства, с условиями и порядком подключения к которым можно также ознакомится на официальном сайте Росреестра.
Для всех желающих разобраться в правовых и технических вопросах электронного взаимодействия с Росреестром, в рамках проводимой омским Управлением работы по популяризации электронных услуг в Управлении организована и на постоянной основе функционирует Школа электронных услуг Росреестра.
Занятия в Школе электронных услуг Росреестра проходят ежемесячно по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56 в 14.00. Получить информацию о работе Школы и предварительно записаться на занятия можно по адресу электронной почты 11syl@r55.rosreestr.ru
Очередное занятие состоится 19 декабря 2018 года.
Ноябрьское занятие в омской
«Школе электронных услуг Росреестра»
Очередное занятие в «Школе электронных услуг Росреестра» состоялось 28 ноября. В обучении приняли участие представители банка и организаций, участвующих в обороте недвижимости.
Руководитель школы заместитель начальника отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Омской области, государственный регистратор Юлия Швецова рассказала о том, что развитие и популяризация электронных услуг является одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра, на доступных примерах показала, как при помощи электронного сервиса «Личный кабинет» можно представлять заявления на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, а также получать сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), и проинформировала участников школы о возможностях взаимодействия с Федеральной государственной информационной системой ЕГРН (ФГИС ЕГРН) посредством веб-сервисов ведомства, инструкция по подключению к которым размещена на главной странице официального сайта Росреестра по адресу: www.rosreestr.ru
Слушатели школы узнали об условиях и порядке получения электронной цифровой подписи, о возможностях различных электронных сервисов Росреестра, в том числе о возможностях и преимуществах электронного сервиса «Личный кабинет правообладателя». Особое внимание было уделено требованиям, предъявляемых законом к документам, представляемым на государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет в электронном виде.
Завершая обучение, слушатели школы получили исчерпывающие ответы на заданные вопросы.
«Школа электронных услуг Росреестра» призвана помочь всем желающим разобраться в правовых и технических вопросах электронного взаимодействия с Росреестром. Занятия в школе проходят по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56, в 14.00. Предварительная запись осуществляется по адресу электронной почты: 11syl@r55.rosreestr.ru
Следующее занятие состоится 19 декабря 2018 года.
«Лесная амнистия». Кому закон может помочь
11 августа 2017 года вступили в действие положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», называемого в народе законом о «лесной амнистии».
Данный закон направлен на изменение порядка определения границ земельных участков из состава земель лесного фонда и устранение взаимоисключающих сведений, находящихся в Государственном лесном реестре (ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Положения названного закона в первую очередь направлены на защиту прав добросовестных приобретателей объектов недвижимости. Он был принят в защиту собственников, чьи земельные участки пересекаются с земельными участками, которые считаются лесными, и призван защитить граждан от изъятия их недвижимости, восстановить утраченные права.
В свете закона сведения ЕГРН считаются приоритетными по отношению к сведениям, содержащимся в ГЛР, что, в свою очередь, позволяет сохранять за собственниками, права которых зарегистрированы в ЕГРН, принадлежащие им земельные участки.
Какие именно участки попадают под «лесную амнистию»?
Во-первых, это участки, предоставленные гражданам до 8 августа 2008 года под садоводство, огородничество, личное подсобное хозяйство, дачное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство, а также указанные земельные участки в случае, когда переход прав граждан на них зарегистрирован после 08.08.2008 года.
Во-вторых, это участки, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016 года.
В-третьих, это земельные участки, попадающие в границы лесничеств, имеющие категорию земель лесного фонда, однако по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов имеют иную категорию.
Исключение составляют земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, на территории объектов культурного наследия, относящиеся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, к землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности или землям специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; а также земли, относящиеся к землям сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.
В Омской области проводится работа, направленная на выявление земельных участков, имеющих пересечения с землями лесного фонда, и исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках.
С целью реализации закона о «лесной амнистии» и принятия решений об устранении выявленных пересечений при Управлении Росреестра по Омской области в октябре 2017 года создана межведомственная рабочая группа по сопоставлению сведений ЕГРН и ГЛР о земельных участках, относящихся к категории земель лесного фонда, составлены графики проведения ее заседаний до декабря 2019 года. Для решения поставленных задач в состав Рабочей группы включены представители Главного управление лесного хозяйства Омской области, Омского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, территориального Управления Росимущества в Омской области.
На 1 декабря 2018 года на территории Омской области выявлено 1287 земельных участков, которые являются лесными – в соответствии с ГЛР, а в соответствии с ЕГРН – имеют иную категорию земель. Проведено 20 заседаний Рабочей группы, на которых рассмотрены сведения о 569 земельных участках.
В результате принят ряд решений:
– об исключении из ГЛР сведений о 47 гектарах площадей лесных участков в связи с выявленным пересечением с границами 150 земельных участков иных категорий земель, права собственности на которые возникли до 1 января 2016 года;
– в ЕГРН устранены противоречия о местоположении границ и площади, касающиеся 21 земельного участка;
– в отношении 142 земельных участков, действие закона на которые не распространяется, принято решение о направлении документов в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу с целью дальнейшей организации работ по защите нарушенных прав;
Работу по рассмотрению возможности устранения пересечений между лесными участками и 718 оставшимися земельными участками иных категорий Рабочая группа планирует завершить в декабре текущего года.
Елена Сердюк,
заместитель начальника отдела повышения качества данных ЕГРН
Управления Росреестра по Омской области.
Причины и последствия присвоения записи ЕГРН
статуса «актуальные незасвидетельствованные»
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (за исключением отдельных положений), который объединил кадастровый учёт объектов недвижимости и государственную регистрацию прав на них в одну систему учёта и регистрации. ЕГРП — Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество действовал с 31.01.2008 года на основании ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». ЕГРП включал в себя записи о регистрации и переходе права на объекты недвижимого имущества, права аренды, оперативного управления, обременения прав и сведения об арестах на недвижимость. Сведения о технических характеристиках объекта недвижимости и его «привязке» к земельному участку хранились в ГКН — государственном кадастре недвижимости. В Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) вошли сведения из информационных ресурсов, действовавших до 1 января 2017 года, – ГКН и ЕГРП.
Порядок постановки уже учтенной недвижимости на кадастровый учет определялся статьей 45 Федерального закона от 24.07. 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с данной статьей государственный и технический учет, осуществленный до 1 января 2013 года, является подлинным, и такое имущество считается учтенным. При этом и недвижимость, учет которой не проводился, но права на которую оформлены, также числится учтенной.
На территории Омской области в рамках исполнения государственного контракта от 07.12.2011 № 165-Д «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (III этап)» органами технической инвентаризации были переданы в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области сведения (копии технической документации) об объектах, ранее прошедших государственный и технический учет. На основании этих документов в ГКН была внесена информация об основных характеристиках объектов капитального строительства (площадь, наименование, назначение, вид объекта недвижимости, его этажность, адресные характеристики и т.д.). Таким образом, в случае технического учета изменений той или иной характеристики объекта капитального строительства, не оформленной в установленном законом порядке, были внесены в ГКН.
В соответствии с п. 179 приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" – в случае несовпадения сведений ЕГРП и государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости по отдельным характеристикам сведения о таком объекте недвижимости включаются в раздел ЕГРН, открываемый на соответствующий объект недвижимости, по следующим правилам:
1) в отношении земельных участков:
сведения о характеристиках объекта, включая всю историю их изменения, – из государственного кадастра недвижимости;
сведения о правах, ограничениях (обременениях) прав, сделках с таким объектом – из ЕГРП;
записи ЕГРН о зарегистрированном праве, ограничении (обременении) права со статусом "актуальная" соответствуют сведениям о тех характеристиках объекта недвижимости из ГКН, сведения о которых также содержатся в ЕГРП в отношении объекта недвижимости, право (ограничение (обременение) права) на который зарегистрировано. В указанном случае таким сведениям государственного кадастра недвижимости присваивается статус "актуальные";
сведениям о характеристиках объекта недвижимости, которые внесены в государственный кадастр недвижимости и в отношении которых в ЕГРП не вносились изменения в связи с необходимостью соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований для их изменения и отсутствии такого подтверждения, присваивается статус "актуальные незасвидетельствованные";
2) в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства:
сведения о характеристиках объекта недвижимости, включая всю историю их изменения (при наличии), – из ГКН;
сведения об изменении характеристик объекта недвижимости (при наличии) – из ЕГРП;
сведения о правах, ограничениях (обременениях) права, сделках с объектом недвижимости – из ЕГРП;
записи ЕГРН о зарегистрированном праве, ограничении (обременении) права со статусом "актуальная" соответствуют сведения о тех характеристиках объекта недвижимости из ГКН, сведения о которых также содержатся в ЕГРП в отношении объекта недвижимости, право (ограничение (обременение) права) на который зарегистрировано. В указанном случае таким сведениям ГКН присваивается статус "актуальные";
сведениям о характеристиках объекта недвижимости, которые внесены в ГКН и в отношении которых в ЕГРП не вносились изменения в связи с необходимостью соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований для их изменения и отсутствии такого подтверждения, присваивается статус "актуальные незасвидетельствованные".
В указанном случае проведение государственной регистрации может быть приостановлено по основанию, установленному в пункте 49 части 2 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если, в частности, имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения ЕГРН).
Начиная с апреля 2017 года Управлением Росреестра по Омской области и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области проводятся работы по наличию и причинам расхождения характеристик каждого объекта недвижимости, содержащихся в ЕГРП и ГКН. На момент начала проведения данных работ было выявлено порядка 100 тысяч объектов капительного строительства, имеющих расхождения по площади и этажности.
Несмотря на проводимую Росреестром работу по верификации и гармонизации сведений ЕГРП и ГКН, привести к единообразию все сведения об основных характеристиках объектов недвижимости в указанных информационных ресурсах не всегда представлялось возможным. Так, одной из основных причин несоответствия сведений о характеристиках объектов недвижимого имущества, содержащихся в ЕГРП и ГКН, стали произведенные собственниками объектов капитального строительства реконструкции, перепланировки, смены назначения объектов, неоформленные в свое время в установленном законом порядке. В данной ситуации требуется оформление в установленном законом порядке соответствующих изменений.
В случаях, когда присвоение статуса «актуальные незасвидетельствованные» сведениям о площади объекта связано с уточнением характеристик при инвентаризации, при исключении из общей площади жилых помещений площади балконов, веранд, расхождения сведений корректируются сотрудниками Управления самостоятельно.
Оксана Руденко,
начальник отдела повышения качества данных ЕГРН
Управления Росреестра по Омской области.
Общественный земельный контроль
На федеральном уровне полномочия по проведению земельного контроля (надзора) возложены на три ведомства: Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы. Область ответственности каждого из этих ведомств определена постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении положения о государственном земельном надзоре».
Помимо государственного земельного надзора и муниципального контроля в сфере землепользования следует выделить еще и общественный земельный контроль.
В статье 72.1 Земельного кодекса Российской Федерации раскрыто определение данного понятия. Под этим термином следует понимать деятельность физических лиц, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, которая осуществляется для наблюдения за деятельностью государственных и муниципальных ведомств по принятию ими решений, затрагивающих интересы граждан и юридических лиц. Таким образом, роль общественного земельного контроля имеет двоякий характер: с одной стороны, это помощь официальным органам контроля, с другой – деятельность, связанная с защитой земельных прав конкретных субъектов.
Общественный контроль – это продукт общественного развития и регулируется данный вид деятельности Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
Все чаще члены садоводческих некоммерческих организаций (далее – СНТ), дачных некоммерческих партнерств (далее – ДНП) стали создавать комиссии по общественному земельному контролю в связи с многочисленными обращениями садоводов. Такая необходимость возникла из-за проблемы в сфере ведения коллективного садоводства уже более 20 лет. Данная проблема имеет Общероссийский масштаб. Это большое количество необрабатываемых и брошенных садовых земельных участков. Неоднократно она поднималась и обсуждалась, однако решения, кроме изменения федерального законодательства, на сегодняшний день нет.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона Российской Федерации «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ предусмотрено функционирование органа общественного контроля за соблюдением законодательства на территории садоводства. Комиссия по контролю за соблюдением законодательства обеспечивает выполнение садоводами земельного, природоохранного, лесного, водного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности. Основная проблема, которую решает комиссия в СНТ, ДНП – осуществляет контроль с целью соблюдения земельного законодательства, целевым использованием земельных участков. В соответствии с земельным законодательством, законом о садоводствах, решениями общих собраний членов садоводства комиссия (утвержденная членами СНТ, ДНП) проводит ревизию и инвентаризацию земельных участков, изучает данные в архивах города и области, дает свои рекомендации. Все процедуры протоколируются и утверждаются на общих собраниях членов СНТ, ДНП.
Работе комиссии помогает большое количество органов, иначе осуществлять такую работу было бы невозможно. Это и административные органы, и органы внутренних дел, и прокуратура, и орган регистрации прав, и миграционная служба, и пожарная служба и многие другие.
Лица, на которых возложены функции земельного контроля, осуществляют контроль за:
- соблюдением членами СНТ, ДНП установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
- недопущением самовольного занятия земельных участков или использования их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;
- соблюдением сроков освоения земельных участков;
- оформлением прав на земельные участки;
- выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования земли.
Лица, осуществляющие земельный контроль, имеют право:
- посещать для обследования земельные участки, находящиеся во владении членов СНТ, ДНП, по предварительному согласованию с их пользователями;
- составлять по результатам проверок акты по соблюдению земельного законодательства и по обнаруженным членами СНТ, ДНП нарушениям установленных правовыми нормами правил использования земельных участков, с непременным фиксированием фактов неиспользования земельного участка (составление актов осмотра, фото и видео фиксация и иные документы, указывающие на событие административного правонарушения, подтверждающие неиспользование земельного участка в течение трех и более лет), передавать материалы на рассмотрение в уполномоченное по проведению земельного контроля ведомство;
- получать от членов СНТ, ДНП объяснения, сведения и другие материалы, связанные с использованием земельных участков;
- привлекать в установленном порядке для проведения проверок, обследований и экспертиз специалистов различных организаций и учреждений.
После проведения мероприятий общественного контроля документы (материалы) на недобросовестных владельцев участков комиссия передает в орган государственного земельного надзора (контроля). Очень важно, чтобы документы (материалы) были составлены верно, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что комиссией должны соблюдаться все требования при проведении общественного земельного контроля, установленные решением, постановлением общего собрания членов СНТ, ДНП. Таким образом, проверка проводится на основании решения общего собрания, распоряжения или постановления председателя и правления СНТ, ДНП. Проверка может проводиться только лицом или лицами из состава комиссии по соблюдению законности, которые указаны в решении общего собрания, распоряжении или постановлении председателя и правления СНТ, ДНП.
Правильно составленное решение общего собрания, распоряжение или постановление председателя и правления СНТ, ДНП на проведение комиссией проверки – это уже 50 процентов залога для успешного ее проведения. В ранее указанных документах необходимо указывать:
- наименование органа земельного контроля;
- фамилии, имена, отчества лиц (или лица), уполномоченных на проведение проверки;
- фамилии, имена, отчества членов СНТ, проверка которых проводится;
- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
- основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования, установленные соответствующими правовыми актами;
- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
- даты начала и окончания проведения проверки.
По результатам проверки комиссией по соблюдению требований законодательства, проводящей проверку, составляется акт установленной формы в трех экземплярах.
В акте проверки указываются:
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование органа земельного контроля;
- дата и номер решения общего собрания, распоряжения или постановления председателя или правления СНТ, ДНП;
- фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку;
- фамилии, имена, отчества членов СНТ, ДНП или их уполномоченных представителей, присутствовавших при проведении проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований, установленных правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки члена СНТ, ДНП, его уполномоченного представителя, присутствовавшего при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке;
- подписи лица или лиц, проводивших проверку.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в трех экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается члену СНТ, ДНП или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия члена СНТ, ДНП, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении, либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в правлении СНТ, ДНП, а третий экземпляр с приложениями (в необходимых случаях) направляется в орган государственного земельного надзора (контроля) для принятия мер, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, в результате активных действий комиссии СНТ, ДНП во взаимодействии с контролирующим органом осуществляются возможности по достижению конечной цели земельного надзора в целом, а именно: пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Хочется верить, что работа по проведению общественного земельного контроля в СНТ, ДНП будет системной, а полученным опытом председатели будут делиться между собой и внедрять его в другие товарищества и партнерства.
Ирина Бударина,
ведущий специалист-эксперт
Омского отдела Управления Росреестра
по Омской области.
|